На вкус и цвет: Иоханнес Иттен (фото 1)
Иоханнес Иттен (1888–1967) — швейцарский художник, преподаватель Баухауса.

Неоспоримая внутренняя связь цвета и формы — красного с квадратом, синего с кругом, а желтого с треугольником — кажется, существовала вечно. И даже модная в наше время тенденция в плоскостной раскраске стен, которую демонстрируют сегодня в своих работах самые актуальные дизайнеры, основана именно на этих постулатах. В том же, что они приобрели такое значение в последние годы, к 100-летию Баухауса, есть своя закономерность.

Именно Иоханнес Иттен (Johannes Itten), педагог, автор цветового форкурса в знаменитой школе, сформулировал логичный и структурированный подход к использованию цвета в дизайне.

Он писал: «Если вы, не зная законов цвета, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом незнании. Но если вы, не зная этих законов, не способны создавать шедевры, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний».

На вкус и цвет (фото 2)
Иоханнес Иттен. Encounter, 1916.

Созданный в Баухаусе цветовой конструктор служил не только функциональным нуждам производства, но и в духе времени обращался к внутренней энергетике потребителя — в 1920–1930-е годы различные виды оккультизма, эксперименты с гипнозом и спиритизм были на пике моды. Собственно, учебник Иттена «Искусство цвета» открывается и завершается ссылками на индийские Веды, а сами занятия студентов по цветоведению в Баухаусе начинались сеансом медитации для созерцания гармонии мира.

На вкус и цвет: Иоханнес Иттен (фото 5)
Йоханнес Иттен. Child, деталь, 1921-1922.
На вкус и цвет (фото 6)
Цветовой круг Иттена — схематичное изображение, иллюстрирующее его теорию цвета, литография, 1921.

Согласно теории Иттена, все цвета делятся на две базовые группы: хроматические (локальные цвета солнечного спектра) и ахроматические (белый и черный, а также все расположенные между ними оттенки серого).

Особенности этих цветовых отношений помогают понять 7 типов контрастов, которые и сформулировал Иттен: по цвету, по светлоте, по цветовой температуре, по насыщенности, по контрасту дополнительных цветов, по занимаемой площади и по симультанному контрасту.

Сейчас это кажется таким очевидным, что мы не задумываемся о том, что учению Иттена чуть меньше ста лет. Смелость современного дизайнера, использующего эти правила, будь то Доротея Мейлихзон (Dorothée Meilichzon), Тать­яна фон Штейн (Tatiana von Stein) или Гейл Нунан (Gayle Noonan), конечно же, подпитана успешными экспериментами таких легенд дизайна и искусства, как Пит Мондриан (Piet Mondriaan), Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent), Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass).

На вкус и цвет (фото 4)
Картина Иоханнеса Иттена Space Composition, I, 1944.

Так почему же сегодня снова на слуху эта система? Прошло 60 лет — и это определенный культурологический цикл, новый виток переосмысления моды середины прошлого века. Проверим: Иттена от Лорана отделяет столько же лет, сколько легендарную цветовую коллекцию кутюрье от сегодняшнего дня.

Бренды-трендсеттеры, такие как Vitra, Cassina, cc-tapis и др., в дизайне своих стендов на ведущих международных выставках и в своих коллекциях активно используют прием колор-блокинга — ярких и контрастных цветовых сочетаний. Сильные, вызывающие, активные, как манифест группы Memphis в 1980-х, монохромные цветовые выкрасы стен можно встретить сегодня и в дизайне интерьеров, в первую очередь, бутиков, кафе, салонов. Работы Индии Мадави (India Mahdavi), студии Sella Concept и Хайме Айона (Jaime Hayon) — красочное тому подтверждение.

На вкус и цвет (фото 5)
Кресла Taliesin 1, дизайн Фрэнка Ллойда Райта, в миланском шоу-руме Cassina.

Прием, казалось бы, прост, но позволяет решать множество задач, помимо создания wow-эффекта. Во-первых, это быстро, что важно для любого интерьерного обновления. Во-вторых, это универсальный способ зонирования пространства — он понятен для всех посетителей на интуитивном уровне: каждая зона имеет свой цвет.

А 100% простые несмешанные цвета (именно их применяют в колор-блоке) идеально формируют настроение — массовое увлечение психологией цвета в интерьере последние несколько сезонов стало главным инструментом дизайнеров и декораторов. Многие пошли дальше и экспериментируют со сложными оттенками цветов, что радикально отличается от теории цвета Баухауса, а вместо модернистской ясности пространства приобретают современную эмоциональность, а порой — драматизм.

Бутик-отель на Менорке по проекту Доротеи Мейлихзон (фото 11.1)
Бутик-отель на Менорке по проекту Доротеи Мейлихзон.

Еще одной неочевидной причиной популярности этого тренда стало новое требование к интерьерам — их «инстаграмность» (запрещенная в России экстремистская организация), то есть публикабельность. Опыт показал, что эффектнее всего в соцсетях выглядят интерьеры с плоскостным декором и минимумом деталей. К тому же обычно фото интерьеров в 2D-декоре практически не требуют обработки компьютерными программами, которая просто необходима для публикации классических интерьеров. Тут надо отдать должное самой продвинутой сфере — графическому дизайну. С него начинали свои цветовые эксперименты мастера цвета: и Иттен, и художники поп-арта, и манифестанты Memphis.

На ковер (фото 6.2)
Ковер Slinkie Rug, сс-tapis.

И сегодня все опыты, прошедшие тестинг в графике, переходят в интерьерный дизайн, как, например, метод печати мраморного рисунка на стеклянных мебельных фасадах. Их приемы и идеальная формула — 60 % основного цвета, 30 % дополнительного и 10 % акцентного — используются декораторами для создания зрелищных интерьеров. И вот уже национальные интерпретации модного приема демонстрирует новый медийный ресторан John Anthony в Гонконге, в интерьере которого сочетаются большие плоскости зонирующего цвета и традиционные декоративные ткани и орнаменты, характерные для Ост-Индской компании начала XIX века. Движение продолжается, пропорции цветового коктейля в интерьере меняются вместе со вкусами и модой нового века.

На вкус и цвет (фото 10)
Интерьер ресторана John Anthony в Гонконге — работа шанхайской дизайн-студии Linehouse.