Неоспоримая внутренняя связь цвета и формы — красного с квадратом, синего с кругом, а желтого с треугольником — кажется, существовала вечно. И даже модная в наше время тенденция в плоскостной раскраске стен, которую демонстрируют сегодня в своих работах самые актуальные дизайнеры, основана именно на этих постулатах. В том же, что они приобрели такое значение в последние годы, к 100-летию Баухауса, есть своя закономерность.
Именно Иоханнес Иттен (Johannes Itten), педагог, автор цветового форкурса в знаменитой школе, сформулировал логичный и структурированный подход к использованию цвета в дизайне.
Он писал: «Если вы, не зная законов цвета, способны создавать шедевры, то ваш путь заключается в этом незнании. Но если вы, не зная этих законов, не способны создавать шедевры, то вам следует позаботиться о получении соответствующих знаний».
Созданный в Баухаусе цветовой конструктор служил не только функциональным нуждам производства, но и в духе времени обращался к внутренней энергетике потребителя — в 1920–1930-е годы различные виды оккультизма, эксперименты с гипнозом и спиритизм были на пике моды. Собственно, учебник Иттена «Искусство цвета» открывается и завершается ссылками на индийские Веды, а сами занятия студентов по цветоведению в Баухаусе начинались сеансом медитации для созерцания гармонии мира.
Согласно теории Иттена, все цвета делятся на две базовые группы: хроматические (локальные цвета солнечного спектра) и ахроматические (белый и черный, а также все расположенные между ними оттенки серого).
Особенности этих цветовых отношений помогают понять 7 типов контрастов, которые и сформулировал Иттен: по цвету, по светлоте, по цветовой температуре, по насыщенности, по контрасту дополнительных цветов, по занимаемой площади и по симультанному контрасту.
Сейчас это кажется таким очевидным, что мы не задумываемся о том, что учению Иттена чуть меньше ста лет. Смелость современного дизайнера, использующего эти правила, будь то Доротея Мейлихзон (Dorothée Meilichzon), Татьяна фон Штейн (Tatiana von Stein) или Гейл Нунан (Gayle Noonan), конечно же, подпитана успешными экспериментами таких легенд дизайна и искусства, как Пит Мондриан (Piet Mondriaan), Ив Сен-Лоран (Yves Saint-Laurent), Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass).
Так почему же сегодня снова на слуху эта система? Прошло 60 лет — и это определенный культурологический цикл, новый виток переосмысления моды середины прошлого века. Проверим: Иттена от Лорана отделяет столько же лет, сколько легендарную цветовую коллекцию кутюрье от сегодняшнего дня.
Бренды-трендсеттеры, такие как Vitra, Cassina, cc-tapis и др., в дизайне своих стендов на ведущих международных выставках и в своих коллекциях активно используют прием колор-блокинга — ярких и контрастных цветовых сочетаний. Сильные, вызывающие, активные, как манифест группы Memphis в 1980-х, монохромные цветовые выкрасы стен можно встретить сегодня и в дизайне интерьеров, в первую очередь, бутиков, кафе, салонов. Работы Индии Мадави (India Mahdavi), студии Sella Concept и Хайме Айона (Jaime Hayon) — красочное тому подтверждение.
Прием, казалось бы, прост, но позволяет решать множество задач, помимо создания wow-эффекта. Во-первых, это быстро, что важно для любого интерьерного обновления. Во-вторых, это универсальный способ зонирования пространства — он понятен для всех посетителей на интуитивном уровне: каждая зона имеет свой цвет.
А 100% простые несмешанные цвета (именно их применяют в колор-блоке) идеально формируют настроение — массовое увлечение психологией цвета в интерьере последние несколько сезонов стало главным инструментом дизайнеров и декораторов. Многие пошли дальше и экспериментируют со сложными оттенками цветов, что радикально отличается от теории цвета Баухауса, а вместо модернистской ясности пространства приобретают современную эмоциональность, а порой — драматизм.
Еще одной неочевидной причиной популярности этого тренда стало новое требование к интерьерам — их «инстаграмность» (запрещенная в России экстремистская организация), то есть публикабельность. Опыт показал, что эффектнее всего в соцсетях выглядят интерьеры с плоскостным декором и минимумом деталей. К тому же обычно фото интерьеров в 2D-декоре практически не требуют обработки компьютерными программами, которая просто необходима для публикации классических интерьеров. Тут надо отдать должное самой продвинутой сфере — графическому дизайну. С него начинали свои цветовые эксперименты мастера цвета: и Иттен, и художники поп-арта, и манифестанты Memphis.
И сегодня все опыты, прошедшие тестинг в графике, переходят в интерьерный дизайн, как, например, метод печати мраморного рисунка на стеклянных мебельных фасадах. Их приемы и идеальная формула — 60 % основного цвета, 30 % дополнительного и 10 % акцентного — используются декораторами для создания зрелищных интерьеров. И вот уже национальные интерпретации модного приема демонстрирует новый медийный ресторан John Anthony в Гонконге, в интерьере которого сочетаются большие плоскости зонирующего цвета и традиционные декоративные ткани и орнаменты, характерные для Ост-Индской компании начала XIX века. Движение продолжается, пропорции цветового коктейля в интерьере меняются вместе со вкусами и модой нового века.