Ликбез: что такое стиль ампир и как его использовать в современном интерьере

Кабинет императрицы Марии Федоровны в Павловском дворце обставлен мебелью Карла Росси.

Фото

Игорь Сычев

Что такое стиль ампир

Ампир (франц. Empire — империя) — поздняя стадия классицизма — царил во всей Европе в первой трети XIX века. Во Франции его зарождение связывают с именем императора Наполеона, в России — Александра I. И тот и другой активно использовали античную символику для возвеличивания собственной персоны. Из императорских дворцов новый стиль быстро проник в дома подданных.

На стенах разыгрывались целые спектакли на античные сюжеты

Ликбез: что такое стиль ампир и как его использовать в современном интерьере

Кабинет императрицы Марии Федоровны в Павловском дворце.

Фото

Игорь Сычев

Какие цвета характерны для стиля ампир

Для интерьеров эпохи ампир характерен яркий цвет. Для стен часто выбирали насыщенный синий, зеленый и красный (отличный фон для позолоченной мебели). Нежные акварельные оттенки голубого, фисташкового и сиреневого были не менее популярны. Потолки и падуги украшали гризайлью и белой лепниной.

Какая символика связана со стилем ампир

В домах начала XIX века на стенах разыгрывались настоящие спектакли и даже целые сериалы на сюжеты из античной истории и мифологии. Причем все это было не просто элементом декора. В росписях и барельефах были зашифрованы сведения о вкусах и пристрастиях хозяина, а иной раз и его философские воззрения!

Ликбез: что такое стиль ампир и как его использовать в современном интерьере

Плакетка «Триумф Амфитриты», Фридрих Бергенфельдт, Россия, С.-Петербург, около 1805 года.

Мебель в стиле ампир

Моду на мебель а-ля антик в России приняли на ура. Даже в усадьбах мелкопоместных дворян явились невиданные прежде предметы: кушетки-рекамье, зеркала-псише, курульные кресла, секретеры-аббатаны, диваны-ладьи. Все это обильно украшалось накладными деталями из позолоченной бронзы. Несмотря на подобные изыски, мебель была исключительно практичной. Ампирные письменные столы и секретеры в современных домах стали лучшими друзьями ноутбуков и прочей техники.

Ликбез: что такое стиль ампир и как его использовать в современном интерьере
Бюро. Гамбс Генрих Даниэль. Мастерская Генриха Гамбса. Конец XVIII в.
Фото
Пресс-служба ГИМ
Ликбез: что такое стиль ампир и как его использовать в современном интерьере

Кресло из Павловского дворца, мастерская Василия Бобкова, 1822 год.

Фото

Игорь Сычев

Светильники в стиле ампир

Непременным атрибутом каждой приличной гостиной была люстра-корзина, подвешенная к потолку на цепях. Их изготавливали не только из бронзы и резного дерева, но даже из папье-маше. На столах местное освещение обеспечивали бра, консольные канделябры и настольные подсвечники. Светильники украшались фигурками сфинксов, дельфинов и играющих амуров

Ликбез: что такое стиль ампир и как его использовать в современном интерьере

Люстра, золоченая бронза, Россия, С.-Петербург, начало XIX века.

Фото

Игорь Сычев

Ликбез: что такое стиль ампир и как его использовать в современном интерьере

Лампамиракль, Россия, С.-Петербруг, около1815 года.

Бронзовые изделия в стиле ампир

Интерьеры дворцов эпохи ампира были густо «населены» всевозможными аксессуарами из позолоченной бронзы. Назначение многих из них для нас — загадка. На каминные полки, столы и пристенные консоли, помимо кабинетных часов и канделябров, ставили курильницы и жардиньерки (сосуды для живых растений или сухоцветов). Письменные приборы, чернильницы, прессы для бумаг, подчасники, туалетные приборы и несессеры располагались на рабочих столах и дамских столиках для рукоделия. Особенно ценилась французская бронза, производство золоченой бронзы в России было основано тоже французом — Пьером Ажи.

Ликбез: что такое стиль ампир и как его использовать в современном интерьере

Часы «Аконтий и Кидиппа», Франция, Париж, около 1810 года.

Стекло и фарфор в стиле ампир

В эпоху ампира, как и в наши дни, лучшими дизайнерами считались архитекторы. (Хотя самого слова «дизайн» в ту пору еще не существовало.) Андрей Воронихин и Константин Тон проектировали не только здания, но и фарфор и хрусталь с «античным» декором. Фарфор называли «белым золотом», и часто это была не просто фигура речи. Многие предметы вызолачивались целиком и казались сделанными из драгоценного металла.

Ликбез: что такое стиль ампир и как его использовать в современном интерьере

Гарнитур из рубинового стекла, Императорский стеклянный завод, С.-Петербург, 1825 год.

Фарфор называли «белым золотом» — и это была не просто фигура речи!

Ликбез: что такое стиль ампир и как его использовать в современном интерьере

Ваза «Сплетницы», Императорский фарфоровый завод, С.-Петербург, 1807 год.

Ликбез: что такое стиль ампир и как его использовать в современном интерьере

Ваза с цветочным орнаментом, ИФЗ, 1805 год.

Главные герои русского ампира

Карл РОССИ (1775–1849) — архитектор, градостроитель и декоратор. Родился в Италии, воспитывался в театральной семье, был единственным учеником Винченцо Бренны. С 1815 года жил в Петербурге. Разрабатывал проекты декоративного убранства интерьеров Павловского дворца и парковых павильонов. Главные постройки в Петербурге — Елагин дворец, павильоны Летнего и Михайловского садов, Александринский и Михайловский театры. Отделывал интерьеры Зимнего дворца. Спроектировал знаменитые ансамбли петербургских площадей — Дворцовой, Александринской, Михайловской и Манежной. Первый российский архитектор, имя которого присвоено построенной им улице.

Генрих ГАМБС (1765–1831) — мебельщик. Родился в Пруссии, в Россию приехал в 1790-е годы. Изготавливал мебель для Михайловского замка, Зимнего и Павловского дворцов, а также для дипломатических подарков и приданого представительниц императорской семьи. Его заказчиками были самые богатые и знатные семейства страны — Строгановы, Шереметевы, Бобринские. Имел мебельный магазин в Петербурге, в 1810 году получил звание придворного механика. Словосочетание «гамбсовское кресло» стало в русском языке нарицательным — оно встречается у Пушкина и Тургенева. И даже двенадцать стульев, за которыми охотились Остап Бендер и Киса Воробьянинов в романе Ильфа и Петрова, также были изготовлены Гамбсом!

Андрей ВОРОНИХИН (1759– 1814) — архитектор, живописец, график. С 1800 года работал при императорском дворе. Самые известные постройки в Петербурге — Казанский собор и здание Горного института. Строил в Гатчине, Пулкове и Стрельне. Пользовался покровительством императрицы Марии Федоровны и графа А. С. Строганова, президента Петербургской академии художеств. Наибольшую известность получил как архитектор и декоратор Павловского дворца. По его рисункам создавались стеклянные и фарфоровые вазы, столы, жардиньерки и прочие предметы убранства павловских интерьеров.

Федор ТОЛСТОЙ (1783– 1873) — художник, скульптор, медальер и график. Как скульптор и медальер выполнил большое количество восковых портретов и серию медальонов на темы войны 1812 года, барельефы к «Илиаде» Гомера. Сочинял балеты, оперы и пробовал свои силы в качестве театрального декоратора. Вершина графического творчества Толстого — иллюстрации к игривой поэме И. Ф. Богдановича «Душенька». Должен был участвовать в кругосветном плавании Крузенштерна, однако уклонился от путешествия, так как страдал морской болезнью. Вместо него, спасаясь от наказания за очередную дуэль, поехал его двоюродный брат — известный шулер, волокита и бретер Федор Толстой-Американец.

Фридрих БЕРГЕНФЕЛЬДТ (1768–1822) — бронзовщик. Родился в Пруссии, работал в России с 1790-х годов. Его первым заказчиком был граф Н. П. Шереметев. В 1801 году основал собственную фабрику и открыл магазин. Выполнял заказы императорского двора. Его клиентами были граф А. С. Строганов, князь Н. Б. Юсупов и другие аристократы. Изготавливал люстры, жирандоли, лампы, вазы и канделябры. Многие из них до сих пор сохранились в Зимнем, Павловском и Петергофском дворцах. Активно сотрудничал с мебельной мастерской Генриха Гамбса.

Ликбез: что такое стиль ампир и как его использовать в современном интерьере

Тарелка, фарфор, роспись, Юсуповская мануфактура, Архангельское.