Первые кресла появились еще в Древнем Риме. Это были так называемые курульные кресла: на них сидели правители и вельможи. Впоследствии кресла «издавались» преимущественно в формате тронов — и снова были зарезервированы за сильными мира сего. Массовое распространение этот предмет мебели получил в XVI–XVII веках с развитием жилой среды и быта. Долгое время эти изделия, как прочая мебель, были безымянными. Но двадцатый век — эпоха имен и героев, заявил, наконец, право на подписной дизайн. За каждым легендарным креслом стоит его автор, новатор и фантазер.
Кресло UP 5, дизайн Гаэтано Пеше
Гаэтано Пеше (Gaetano Pesce) придумал UP 5 в 1969 году. В минувшем 2019 весь мир отмечал полувековой юбилей легендарного кресла. Дизайнер создал мебель на злобу дня: 1960-е — время свободы, раскрепощения, секс-революции, и одной из главных тем эпохи стал феминизм. Дизайнер замышлял свое кресло как гимн женскому началу, как символ кабалы и освобождения от нее. Однако трактовок у этого неоднозначного объекта было несколько. Считается, что эта модель с пышными, женскими формами, как у древних богинь–тотемов, символизирует женщину, находящуюся в тисках общества, под пятой у мужчины и быта. Сам же Пеше утверждал, что это женщина — в плену своих собственных страстей, страхов, болезненного переживания действительности.
Как бы там ни было, кресло UP 5 стало поистине революционным для своего времени проектом — причем не только в философском, но и в техническом плане: это была одна из первых моделей, сформованных из полиуретана. Первоначально кресло поступало к заказчику в виде тонкого брикета в вакуумной упаковке, после вскрытия которой надувалось само собой прямо на глазах у изумленных зрителей. Выпускается до сих пор компанией B&B Italia.
Кресло Proust, дизайн Алессандро Мендини
Алессандро Мендини (Alessandro Mendini) считал, что не только вся наша жизнь, но и дизайн — это игра, воплощая свое жизненное кредо с завидной последовательностью: в его творчестве не было блеклых и скучных вещей. Кресло Proust дизайнер придумал в конце 1970-х, когда входил в художественное объединение «Алхимия», поставившее себе целью реформировать дизайн, сделать его более позитивным, радостным.
И кресло Proust стало ответом на этот запрос времени. Мендини взял форму классического, барочного кресла — с низкой посадкой, изогнутыми подлокотниками и непременной резьбой, — и обил его… ярким, пиксельным принтом! Рисунок взят с полотна художника-пуантилиста Поля Синьяка. (Дизайнер всегда был неравнодушен к искусству). Сегодня авторизованные ремейки можно найти у фабрики Cappellini.
Кресло Big Easy, дизайн Рона Арада
Рона Арада (Ron Аrad) не случайно называют «Железным человеком»: он сделал себе имя на металлической мебели. Первые работы дизайнера были похожи скорее на скульптуры, чем на предметы интерьера: он вручную гнул листы стали и скручивал их в узлы, создавая необычную мебель ранга арт-объектов. Так в конце 1980-х появилось кресло Well Tempered из листов стали, которое вскоре обрело более адаптированную для повседневной жизни версию Big Easy, ставшее подлинной сенсацией. Здесь Арад снова использовал металл, но в отличие от предыдущих экспериментов все же снабдил свое изделие мягкой обивкой. Сидеть, конечно, стало значительно удобнее. Произведение заметила провидец и трендсеттер Патриция Морозо (Patrizia Moroso), получив права на его промышленное производство под своим брендом Moroso. Модель успешно издается до сих пор и в разных вариациях.
Кресло Egg, дизайн Арне Якобсена
Едва ли не самый подделываемый предмет мебели в мире, кресло Egg («Яйцо»), появилось в 1958 году. Его придумал датский дизайнер Арне Якобсен (Arne Jacobsen) для проекта отеля Radisson Blu Royal Hotel в Копенгагене. Модель оказалась настолько удобной, что штучный заказ перерос в массовое производство, за которое взялся бренд Fritz Hansen (и до сих пор настоящие Egg можно найти только у них!)
Кресло стало современной вариацией классического клубного: такие обычно ставят в каминных зонах в загородных английских клубах. У них должна быть высокая спинка, удобный подголовник, покатые подлокотники — чтобы ничто не отвлекало от затяжных дум и любования живым огнем с бокалом виски в руках и вечерним выпуском Times на коленях. Скандинавская версия из 1950-х, конечно, была более сдержанной и лаконичной, но форма по-прежнему продумана так, чтобы сидящий мог максимально расслабиться. Этой же цели служит пуф под ноги. Сегодня существует масса версий культовой модели с разными принтами, обивками и расцветками. Но помните: если Egg — то только Fritz Hansen!
Кресло Eames Lounge Chair, дизайн Чарльза и Рэй Имзов
Еще одна икона дизайна mid-century — кресло Eames Lounge Chair по дизайну Чарльза и Рэй Имз (Charles and Ray Eames). И снова остерегайтесь подделок! Лицензионные модели в наше время выпускает фабрика Vitrа, все остальное, как говорится, «от лукавого». Имзы придумали эту модель в конце 1950-х, и она сразу же стала хитом. Дизайнеры стремились создать эталон комфорта, специально занимаясь вопросами эргономики и работая во многом как инженеры, чтобы выверить конструкцию до мелочей.
Любимый конек Имзов — эксперименты с прессованной фанерой. Каркас Eames Lounge Chair тоже изготавливается из нескольких листов такой фанеры, а наполнением служат мягкие подушки в кожаной обивке. Современные модели снабжены также амортизацией. Обязательное дополнение — удобный пуф для ног, который можно использовать и самостоятельно.
Кресло Diamond, дизайн Гарри Бертойя
Середина прошлого века была богата на открытия. Так дизайнер Гарри Бертойя (Harry Bertoia) создал, по сути своей, прототип всей мебели сменного назначения. Проектируя кресло Diamond в 1952 году, он придумал металлический каркас, который при желании можно было использовать как уличную мебель, и наполнение для него в виде мягкой съемной подушки (для «домашней» версии). Название кресла — Diamond (англ. «бриллиант») — определила его конструкция: модель сделана из металлических трубок, в области спинки связанных сеткой. Контур остроугольного каркаса действительно напоминает драгоценный камень. Модель выпускала и выпускает по настоящее время фабрика Knoll.
Кресло Bubble, дизайн Ээро Аарнио
Финский дизайнер Ээро Аарнио (Eero Aarnio) был одним из тех, кто сразу оценил богатые возможности пластика. Он начал делать из него мебель, экспериментируя с формой и образом. Самой известной вещью Аарнио стало кресло Bubble 1968 года, сделанное в виде прозрачного акрилового «мыльного пузыря» (именно так переводится название этой модели). Кресло подвешивалось к потолку на металлической цепи. Хотя конструкция кажется весьма хлипкой, на самом деле оно рассчитано на сидящего весом до 120 килограмм!
Bubble полюбили светские львицы: в 1960-1970-х оно не сходило со страниц модных журналов и мелькало в каждой второй рекламной кампании. В наши дни это идеальный предмет для тинейджерской детской. Детям особенно нравится, что его можно использовать на манер тарзанки, качаясь и кружась — ведь оно легко вращается вокруг собственной оси!
Кресло Butterfly, дизайн Антонио Бонета, Хуана Курчана и Хорхе Феррари Хардоя
Кресло Вuttеrflу 1938 года смотрится на удивление современно. Все дело в принципе: дизайнеры Антонио Бонет (Antonio Bonet), Хуан Курчан (Juan Kurchan) и Хорхе Феррари Хардой (Jorge Ferrari Hardоу) придумали универсальную мебель, которую можно использовать дома, на даче, в поездке — да в принципе где угодно! Каркас Butterfly сделан из металлических тяг, на них надевается цельный текстильный или кожаный кокон спинки-сиденья, который служит «люлькой», приятно убаюкивающей сидящего. Дизайн-трио проектировало его для вилл Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright), в конце 1940-х модель оказалась в портфолио компании Knoll, которая и выпускает его до сих пор.
Кресло Pumpkin, дизайн Пьера Полена
Пьер Полен (Pierre Paulin) — один из главных французских дизайнеров всех времен. Он прославился уже в 1970-х благодаря крупному государственному заказу. Дизайнеру предложили спроектировать предметы обстановки для резиденции президента Республики, Елисейского дворца. Впоследствии эта мебель была растиражирована и вошла во все учебники по истории дизайна. Кресло Pumpkin Полен создал как раз для этого проекта. Его мягкие, округлые формы действительно напоминают тыкву (так переводится название модели) и делаются из формованного пенополиуретана. В комплект Полен придумал также сет диванов. Сейчас и то, и другое выпускает марка Ligne Roset.
Кресло Nemo, дизайн Фабио Новембре
Кресло–маска Nеmo родом из 2000-х и мгновенно стало иконой дизайна. Дизайнер Фабио Новембре (Fabio Novembre) славится нестандартным подходом к мотивам и образам. Так создавая свою версию архетипичного кресла с высокой спинкой, он сформовал спинку этого кресла в виде… гигантского человеческого лица. Рекламировали кресло, как водится в случае с Новембре, модели топлесс. Кресло сделано из пластика и доступно в самых разных цветовых решениях. Дизайн вдохновлен японским театром кабуки, непременным атрибутом которого являются маски и грим, скрывающие лица актеров. За счет такого неприхотливого материала, как пластик, кресло прижилось в качестве уличной мебели. Выпускается фабрикой Driade.