В 1950-х после получения независимости от Великобритании индийские власти пригласили ведущих архитекторов, чтобы построить новую столицу штата Пенджаб — Чандигарх. Над его проектом работали Ле Корбюзье (Le Corbusier), его брат Пьер Жаннере (Pierre Jeanneret), Джейн Дрю (Jane Drew), Максвелл Фрай (Maxwell Fry) и группа индийских архитекторов. В 1955 году Пьер Жаннере становится главным архитектором проекта: он не только проектировал здания и следил за тем, как строится город, но и создавал мебель для общественных зданий Чандигарха.
Пожалуй, самый популярный объект мебели из Чандигарха, с которым иногда ассоциируется имя Пьера Жаннере — кресло с плетеным сидением и спинкой. Всего было несколько вариаций с незначительными отличиями — например, с подлокотниками и без. Их лаконичный дизайн вписывается в любой интерьер. А найти оригинал этого кресла уже практически невозможно.
Уникальность кресла состояла в том, что производилось оно, как и другая мебель для Чандигарха, только в столярных мастерских этого города и, к тому же, вручную, из местного материала — тикового дерева. Пьер Жаннере проектировал мебель в расчете на традиционное ремесленное производство. До 1990-х эта мебель не встречалась нигде за пределами Индии и не была известна миру.
А вот в 1990-х власти города решили избавиться от старой мебели (несмотря на безуспешные протесты местных архитекторов) — и тогда о ней узнал весь мир. Ее продавали на аукционах, не видя в ней особой ценности — часто покупателями были мебельные мастерские, которые собирались вторично использовать древесину.
Но среди тех, кто, можно сказать, спас мебель от уничтожения и забвения, были европейские и американские галеристы, которые за бесценок (тогда еще) выкупили ее значительную часть. Стулья и кресла Жаннере быстро стали классикой — их начали показывать на выставках, писать о них, а цены взлетели до небес: они продаются на торгах за миллионы долларов. После этого власти Чандигарха осознали, что, обновляя город, они утратили важную часть его исторического облика, и в 2008 году вывоз мебели оттуда был запрещен.
Сейчас найти оригиналы этих стульев непросто, сертификаты парижских галерей — единственная гарантия подлинности. Кресла Жаннере продолжают собирать дизайнеры, коллекционеры и знаменитости — об этом, кстати, можно почитать в одном из наших предыдущих материалов, где Ираклий Зария и Алина Пинская рассказывают об эстетике Пьера Жаннере и коллекционировании его объектов.