«Эврика!» или знаменитая салфетка
Культовая фантастическая соковыжималка Juicy Salif была придумана в стремительном творческом порыве одним из самых знаменитых промышленных дизайнеров XX и XXI века Филиппом Старком (Philippe Starck). В 1990-м году, размышляя над дизайном подноса по заказу итальянского дома Alessi в одном местном итальянском кафе, Старк ощутил то самое знаменитое «Эврика!» и быстро схватился за карандаш.
Полная тарелка свежих кальмаров и поданный к ним лимон подсказали дизайнеру ту самую ставшую культовой форму. И спустя некоторое время основатель фабрики Альберто Алесси получил салфетку из того самого ресторана со следами кетчупа и набросками Старка: кальмары и настольные соковыжималки постепенно сливаются вместе, превращаясь в будущий силуэт самой знаменитой соковыжималки за всю историю дизайна. А салфетка впоследствии заняла почетное место в музее Alessi.
Что главнее: форма или функция?
Следуя заветам постмодернистов, Филипп Старк отвергает сложившийся принцип «форма следует за функцией». Концепция культового объекта строится исключительно на форме, перед которой функция покорно капитулирует. Ярые приверженцы практики обращают в первую очередь внимание на неудобство использования предмета: сок летит и брызгает во все стороны, часть мякоти остается прямо на верхней поверхности, косточки фруктов падают в стакан вместе с жидкостью. А главные последствия — это беспорядок, грязь и полнейший хаос на столешнице. Кстати, не забудьте, что Juicy Salif необходимо немедленно вымыть (только вручную!) и вытереть насухо, чтобы не провоцировать коррозию. И вся морока ради стаканчика свежего апельсинового сока! Но всю критику разом перечеркивает уникальный космический дизайн.
Повод для беседы
Выполнена икона дизайна из литого полированного алюминия и подходит для цитрусовых — лимона, апельсина, лайма. Под ее ножки можно подставить емкость любой формы — тут уж самый истый практик не станет отрицать явную функциональность. Сам автор определяет свое творение, как «повод для начала беседы и тему небольшого разговора. А еще Juicy Salif давит лимоны». Предмет развеял миф о непременной дороговизне образца настоящего дизайнерского искусства — стоимость оригинальной соковыжималки никогда не превышала 100 долларов.
Памятные даты
Соковыжималка стала так популярна, что даже такой любитель славы и почета, как Филипп Старк, успел ее возненавидеть. За историю своего существования объект успел отметить две знаковые даты: 10-летие было отпраздновано лимитированной серией в позолоте. Курьез состоял в том, что на инструкции стояло предупреждение: использование предмета по назначению не рекомендуется, так как цитрусовый сок может повредить драгоценное покрытие. Таким образом, все 10 тысяч владельцев ограниченной версии могли лишь поставить соковыжималку на полку и любоваться ею исключительно как декоративным аксессуаром. В качестве подарка на 25-летнюю годовщину Juicy Salif получила свою увеличенную копию, на которой в торжественной обстановке поставили свои автографы Филипп Старк и Альберто Алесси.
Аллюзии
Совершенно инопланетная форма объекта не может не вызывать мыслей о космосе. В своих размышлениях зритель может увидеть футуристичный звездолет, ракету или устрашающих космических захватчиков из «Войны миров» Герберта Уэллса. А в одном эпизоде британского сериала Skins герои были настолько смущены непонятной не интуитивной формой соковыжималки, что приняли ее за игрушку для взрослых.