Именитое трио: не только Ле Корбюзье
В названии знаменитого интерьерного шезлонга LC4 зашифрованы инициалы великого архитектора Ле Корбюзье (Le Corbusier). Однако в создании культового предмета также принимали самое активное участие французские дизайнеры Шарлотта Перриан (Charlotte Perriand) и Пьер Жаннере (Pierre Jeanneret), последний по совместительству является двоюродным братом знаменитого швейцарца.
Шезлонг вместе с другими представителями серии LC был спроектирован в 1928-м для виллы Church по проекту Ле Корбюзье (Виль-д’Аврэ, Франция, 1927). Спустя год, после демонстрации в рамках выставки «Общество осенних салонов» (Salon d‘Autumne) в Париже на стенде «Оборудования для жилья», кушетка, названная «машиной для расслабления» (machine à repos), прославилась на весь мир.
Инновационная конструкция: бесконечно регулируемый шезлонг
Модернистская округлая конструкция LC4 позволяет пользователю зафиксировать ее в желаемом положении: верхняя часть кушетки принимает практически любой наклон. Предмет подчиняется главному принципу чистого функционального дизайна — эргономике, мебель служит продолжением человеческого тела.
Шарлотта Перриан придерживалась чисто рационального подхода, а объект LC4 стал гимном чистой формы и абсолютного комфорта. Вероятно, конструкция верхней части шезлонга создавалась по мотивам мебели фабрики Thоnеt и первых экспериментов со стальными трубками. Неожиданной проблемой при проектировании стало основание.
Авторы задались вопросом: какой «фундамент» позволит пользователю удерживать желаемое заданное положение? Ответ неожиданно пришел из сектора самолетостроения: профиль из лакированной стали был случайно обнаружен в каталоге авиационных продуктов. Так культовый объект обрел свою неизменную лаконичную основу в виде буквы «Н».
По легенде при создании объекта Ле Корбюзье держал в голове образ отдыхающего ковбоя с раскуренной трубкой и задранными на камин ногами, а Шарлотта Перриан представляла спящего в походе солдата с вещмешком под головой. В наше время именитых авторов вдохновил бы развязный офисный босс, развалившийся в своем кресле.
Также исследователи полагают, что идея была отчасти повзаимствована у парижского врача Жана Паско (Jean Pascaud), который еще в первой половине 1920-х придумал анатомическое регулируемое кресло Surrepos со специальным механизмом, позволявшим ему занимать практически любое наклонное положение.
«Первый блин комом» или история производства
С октября 1964 года эксклюзивные права на производство шезлонга находятся в собственности итальянской фабрики Cassina. Именно с предмета LC4 началась знаменитая серия марки I Maestri (ит. «Мастера»), в которую входят и другие иконы дизайна ХХ века.
Однако признанный бестселлер пережил темные непопулярные времена: в 1930 году фабрика Thonet под названием B306 запустила объект в производство. Эта первая попытка не достигла коммерческого успеха: изготовление получилось технически сложным и финансово невыгодным. А возможно, что потенциальных покупателей отпугнула не только высокая цена изделия, но и слишком прогрессивный модернистский вид.
В результате, желающих стать счастливым обладателем первой серии набралось всего пара сотен, а марка Thonet сняла предмет с производства спустя шесть лет. И лишь в конце 1950-х швейцарская галеристка и большая поклонница Ле Корбюзье Хайди Вебер взялась изготовить несколько предметов по его дизайну серийно. Дальнейшая судьба LC4 хорошо известна: абсолютный успех и место во множестве музеев дизайна по всему миру, включая лондонский Музей Виктории и Альберта, нью-йоркский МоМА, Городской музей Амстердама, Бруклинский музей, музей дизайна Vitra и др.