Китайская мебель: оригинал или копия?
Кресло Томаса Чиппендейла в китайском стиле, 1765 год.

Китайская мебель – оригинал или копия? Ни для кого не секрет, что сегодня в Китае массово подделывают классику европейского модернизма. Это вызывает раздражение у всех ценителей прекрасного, но(!) не будем забывать, что в Европе XVIII века была обратная ситуация – лучшие мастера занимались бездумным копированием декоративно-прикладного искусства Китая. Это направление стиля рококо получило название шинуазри (chinoiserie), в переводе «китайщина». Европейские мастера покрывали мебель цветным лаком с золотыми изображениями природы и сценами бытовой жизни, которые не имели ничего общего с мало изученным Китаем.

Китайская мебель: оригинал или копия?
Кресла в стиле эпохи George I, эстетика шинуазри, 1720е годы.

Между тем традиционная китайская мебель из бамбука отличалось надежностью и функциональностью. Когда в 1567 году в Китае был снят запрет на импорт иностранных товаров, твердые сорта древесины стали доступными для изготовления мебели. Это способствовало стремительному развитию столярного мастерства и созданию более изящных форм, часто имитировавших использование привычного бамбука. Глубина и прозрачность лакированных поверхностей китайской мебели выявляла природную красоту материала. Золотистый оттенок красного дерева, которое поставлялось с острова Хайнань, стал признаком особого благородства.

Китайская мебель: оригинал или копия?
Китайские традиционные кресла эпохи династии Ming. Кресло с «хомутом» в форме церемониальной шляпы 17 век, из красного дерева цвета «желтая цветущая груша». Кресло в форме подковы 17 век, отражает космологический концепт – круглое небо над квадратной землей.

Английский мебельный мастер Томас Чиппендейл прославился своими креслами в китайском стиле. Они демонстрировали красоту натурального красного дерева и функциональность простых конструкций. Модели кресел со спинками из решетчатых панелей геометрического рисунка представляли собой стилизованные имитации бамбуковой мебели. В 1754 году Чиппендейл публикует сборник из 375 моделей мебели, которые впоследствии активно копировались по всему свету и принесли автору мировую известность, а вместе с тем и популярность китайскому стилю в английской интерпретации.

Китайская мебель: оригинал или копия?
Изображения кресел в китайском стиле из сборника Томаса Чиппендейла, 1754 год.
Китайская мебель: оригинал или копия?
Реплика чиппендейловского кресла, XIX век.

В эпоху модерна художники, увлеченные ремеслом, восторгались японским искусством, при этом основой их мебельных решений часто являлось китайское кресло: его легко узнать по подковообразному элементу спинки, изготовленному методом гнутья древесины паром.

Китайская мебель: оригинал или копия?
1. Thonet кресло №9, 1903 год. 2. Йозеф Хоффманн для J&J Kohn, 1904 год. 3. Отто Вагнер для J&J Kohn, 1902 год.

Технология гнутья паром стала популярна среди дизайнеров-функционалистов, также экспериментировавших с использованием в мебели стальной трубки, и китайская конструкция XVI века стала основой теперь уже «новой вещественности», как казалось, отрицавшей полезность исторического опыта.

Китайская мебель: оригинал или копия?
1. Алвар Аалто, 1930 год. 2. Аксель Эйнар Юрт для Nordiska Kompaniet, 1930е годы.

Наиболее успешно мебельное искусство Китая интерпретировали датские дизайнеры в послевоенный период. Арне Якобсен, Финн Юль, Сорен Хансен, Ханс Вегнер и многие другие создали выдающиеся шедевры мебельного дизайна, черпая вдохновение в конструкциях традиционной китайской мебели. Именно эти датские шедевры сегодня и копируют китайские производители. Круг замкнулся довольно забавным образом: сегодня китайцы делают реплики датских интерпретаций китайской же мебели.

Китайская мебель: оригинал или копия?
1. Арне Якобсен 1934 год для пансионата Belavista. 2. Бирте Иверсен для A. J. Iversen, 1940е годы.
Китайская мебель: оригинал или копия?
1. Finn Juhl модель NV-44, 1944 год. 2. Hans J. Wegner модель CH24 (Y-chair), 1949 год.