Китайская мебель – оригинал или копия? Ни для кого не секрет, что сегодня в Китае массово подделывают классику европейского модернизма. Это вызывает раздражение у всех ценителей прекрасного, но(!) не будем забывать, что в Европе XVIII века была обратная ситуация – лучшие мастера занимались бездумным копированием декоративно-прикладного искусства Китая. Это направление стиля рококо получило название шинуазри (chinoiserie), в переводе «китайщина». Европейские мастера покрывали мебель цветным лаком с золотыми изображениями природы и сценами бытовой жизни, которые не имели ничего общего с мало изученным Китаем.
Между тем традиционная китайская мебель из бамбука отличалось надежностью и функциональностью. Когда в 1567 году в Китае был снят запрет на импорт иностранных товаров, твердые сорта древесины стали доступными для изготовления мебели. Это способствовало стремительному развитию столярного мастерства и созданию более изящных форм, часто имитировавших использование привычного бамбука. Глубина и прозрачность лакированных поверхностей китайской мебели выявляла природную красоту материала. Золотистый оттенок красного дерева, которое поставлялось с острова Хайнань, стал признаком особого благородства.
Английский мебельный мастер Томас Чиппендейл прославился своими креслами в китайском стиле. Они демонстрировали красоту натурального красного дерева и функциональность простых конструкций. Модели кресел со спинками из решетчатых панелей геометрического рисунка представляли собой стилизованные имитации бамбуковой мебели. В 1754 году Чиппендейл публикует сборник из 375 моделей мебели, которые впоследствии активно копировались по всему свету и принесли автору мировую известность, а вместе с тем и популярность китайскому стилю в английской интерпретации.
В эпоху модерна художники, увлеченные ремеслом, восторгались японским искусством, при этом основой их мебельных решений часто являлось китайское кресло: его легко узнать по подковообразному элементу спинки, изготовленному методом гнутья древесины паром.
Технология гнутья паром стала популярна среди дизайнеров-функционалистов, также экспериментировавших с использованием в мебели стальной трубки, и китайская конструкция XVI века стала основой теперь уже «новой вещественности», как казалось, отрицавшей полезность исторического опыта.
Наиболее успешно мебельное искусство Китая интерпретировали датские дизайнеры в послевоенный период. Арне Якобсен, Финн Юль, Сорен Хансен, Ханс Вегнер и многие другие создали выдающиеся шедевры мебельного дизайна, черпая вдохновение в конструкциях традиционной китайской мебели. Именно эти датские шедевры сегодня и копируют китайские производители. Круг замкнулся довольно забавным образом: сегодня китайцы делают реплики датских интерпретаций китайской же мебели.