Крестообразная конструкция стула — одно из наиболее древних и гениальных изобретений в истории мебели. Легкий и компактный складной стул был популярен еще в Древнем Египте: его использовали как уличные торговцы и ремесленники, так и фараоны в качестве церемониальных тронов.
Практичное изобретение Ближнего Востока заимствовали греки и широко использовали его в быту, назвав Diphros Okladias, «складной стул». Ноги греческих стульев изготавливались в виде лап и копыт различных животных и имели характерный наружный изгиб, придававший им дополнительную прочность.
В Древнем Риме Х-образная конструкция стула уже стала сакральным символом власти: такое кресло могло принадлежать только представителям высшей власти - курульным магистратам. Курульное кресло всегда должно было следовать за сановником, утверждая его величие.
Постепенно крестообразная конструкция стала размещаться фронтально: видимый крест уже сам по себе был символом верховной власти. Статусная конструкция распространилась от Римской империи по всему свету и в Европе использовались в качестве королевских тронов, намекая на сохранение власти великой империи.
У складных походных стульев крестовина основания часто располагалась сбоку. Такие стулья обычно изготавливались из металла и назывались Sella plicatilis, «сиденье складное». Кочевые племена, использовавшие складные стулья в качестве седел на лошадях, принесли их в Китай, где те постепенно стали частью мебельной традиции и получили название «варварские ложе».
В эпоху Возрождения крестообразные стулья стали более комфортабельными: обзавелись подлокотниками и спинками, в большинстве своем утратив возможность складываться. Позже коллекционеры мебели прозвали такие стулья Savonarola chair или Dante chair.
В XIX веке крестообразные стулья уже производились индустриальным методом из металла или гнутой паром древесины.
Функционалист Марсель Брейер оценил практичность древней конструкции и создал складную версию наиболее известного своего кресла. Людвиг Мис ван дер Роэ пытался привлечь внимание короля Испании Альфонсо XIII к своему проекту, используя очевидный символизм королевского трона при создании кресел для барселонской выставки 1929 года.
Простота конструкции, ее функциональность и эстетические достоинства вдохновили многих дизайнеров второй половины ХХ века на создание собственных версий крестообразного стула. Одно из древнейших решений и сегодня сохраняет свой потенциал для современных модификаций.