В 2022 году Государственному Историческому музею исполняется 150 лет. За время существования музея в его фондах собрано огромное количество редких и необычных экспонатов. В фонде дерева, например, находится коллекция мебели, которой уже более 130 лет, но отдельный интерес вызывает «гамбсова мебель» — уникальные предметы, рассказывающие о развитии отечественного мебельного производства на протяжении почти половины XIX века.
Генрих Гамбс был прусским мебельным мастером первой половины ХIХ века, работавшим в Санкт-Петербурге. Предметы интерьера, созданные его мастерской, были очень популярны и использовались по всей России. Порой даже создавались копии шедевров мастера или их интерпретации. С течением времени появился термин «гамбсова мебель», объединяющий предметы, созданные как мастерской Генриха Гамбса, так и подражающие им. Как 200 лет назад, так и сейчас «гамбсова мебель» вызывает восхищение у ценителей искусства своими изяществом и проработкой деталей.
В Историческом музее хранятся гамбсовские бюро с потайными ящичками и замками; кресла, трансформирующиеся в кровать или шезлонг; туалетные столики, украшенные резьбой; жардиньерки и другие уникальные экспонаты.
В первой трети ХIХ в. мебель пользовалась спросом у аристократии, украшала их особняки и городские апартаменты, была элементом модной столичной жизни. Во второй половине XIХ в. эти предметы встречались на каждом шагу: трудно было обойтись без изделий Генриха Гамбса, многие хотели иметь в доме хотя бы одну его вещь.
1. Бюро в стиле жакоб
Это бюро относится к примерам мебели, выполненным в мастерской Генриха Гамбса. Оно сделано из дерева хвойной породы, в качестве декора использовалось расписное стекло. Его особенность — потайной ящик, который встроен в ступенчатый пандус основания шкафчика. Нижняя столешница выдвигается из-под верхней, создавая дополнительную поверхность для письма. Если вы захотите открыть левый верхний ящик комода, то ничего не получится. Слева здесь находится одно сплошное отделение, которое открывается при помощи металлического рычага, скрытого внутри бюро.
Верхняя часть бюро украшена вставками расписного стекла, на центральной — изображение древнегреческой богини охоты и луны Артемиды. Справа и слева от нее расположены пейзажи с руинами. Выбор такой тематики — дань моде конца ХVII в., когда античная стилистика стала популярной в России. Бело-голубая гамма изображений напоминает плакетки яшмового неглазурованного фарфора Веджвуда (Josiah Wedgwood and Sons).
2. Туалетный столик
Туалетный стол оформлен в стиле классицизма с корпусными предметами Генриха Гамбса. Предмет совмещает несколько функций: устройство столика позволяет использовать его и в качестве небольшого письменного стола типа Bonheur-du-jour (столика для дамского рукоделия). Потайные отделения скрыты в ящиках на торцевых сторонах, не заметных с фасада. В корпус стола встроено овальное зеркало, которое можно наклонить под нужным углом.
В оформлении столика присутствуют символический смысл: скульптурные изображения лебедей олицетворяют чистоту и целомудрие; на шее птицы присутствует жемчужная нить — символ невинности, а сам жемчуг выполнял функцию оберега, сохранявшего супружеское счастье и верность. На фасаде шкафчиков есть ряд сине-золотых медальонов из расписного стекла.
Туалетный столик мог предназначаться одной из дочерей императора Павла I или его супруге Марии Федоровне. Декоративными элементами, отсылающих к императорскому дому, являются грифон как образ справедливости и геральдический персонаж Дома Романовых, а также маска льва — олицетворение власти.
3. Раскладное кресло
Кресло вольтеровского типа выполнено на заказ, с учетом пожеланий покупателя и обладает определенным набором функций, превращающих предмет в мини-кабинет. В конструкцию встроено выдвижное подножие, которое превращает кресло в шезлонг. За счет металлического рычага под подлокотником спинка откидывается, кожаный матрас выравнивается, и кресло становится кроватью. С внешних сторон подлокотников укреплены откидные столешницы, а на передних углах — съемный пюпитр и столик с двумя выдвижными подставками.
Корпус кресла изготовлен из дерева хвойной породы и облицован красным деревом, плоскость подножия сделана из березы. Для обтяжки сиденья, спинки использована красная кожа. Подобное кресло с механическими конструкциями из мастерской Г. Гамбса было преподнесено А.С. Пушкину.
4. Бюро с витриной
Это бюро — гордость собрания Исторического музея, на поверхности предмета сохранилось историческое клеймо фирмы. Письменный стол объединен с надстройкой-витриной, которая выполняет еще и функцию потайной двери, известной только владельцу. Чтобы добраться до внутреннего пространства нужно было приложить немало усилий и извлечь витрину из корпуса.
Внутри витрины, образуя полукруглое панно, находятся табакерки с миниатюрной росписью на крышках, повторяющей живописные произведения известных европейских художников — «Богоматерь Скорбящая» Карло Дольчи, «Мадонна в кресле» Рафаэля Санти и другие. Подобные панно заказывали в память о совершенных путешествиях, и включение лаковых табакерок в декор мебели — дань моде. Характер декора, включающий классицистические элементы, соответствует стилистике 1824–1831 годов: изогнутые ножки в виде рога изобилия, шишки пинии, опоры в виде лир, пилястры по сторонам дверцы.
5. Диванчик «Тет-а-тет»
«Тет-а-тет» — особая форма диванчика в стиле второго рококо. Он предназначался для двух собеседников, сидящих лицом друг к другу. Внешне предмет напоминает два кресла с общим сиденьем. В качестве опор спинок использованы валютообразные завитки с изящной резьбой. Ножки-кабриоли дополнены колесиками, чтобы диванчик можно было перемещать по комнате. Подобная мебель, удобная в использовании, была представлена в мастерской братьев Гамбс в большом разнообразии, а ряд особо популярных предметов выпускался не на заказ, а тиражом.
6. Патент-секретер
Двустороний патент-секретер — это разновидность шкафа, который предназначался для хранения графики. Его внешняя поверхность в духе николаевского романтизма, почти сплошь украшена расписными фарфоровыми панно, обрамленными золочеными деревянными рамами и рельефной пластикой. Навершие представляло собой часы, механизм и часть фарфорового корпуса которых не сохранились. За откидной столешницей фасада находится отделение с ящиком и двумя выдвижными площадками для подсвечников. На боковых стенках расположены кожаные карманы, а на задней — металлическая рамка, окаймляющая прямоугольное отверстие. Предположительно, в нем могло быть помещено зеркало или один из образцов коллекции. Откидная столешница с внутренней стороны — это пюпитр, оклеенный бордовым тисненым бархатом.
Противоположная сторона патент-секретера выглядит как прямоугольный ящик, где дверца приоткрывается на небольшое расстояние. С внутренней стороны к ней крепится кожаный карман с шелковой красной подкладкой. Фарфоровый декор имеет марку Императорского фарфорового завода: синий подглазурный штамп-вензель (HI) императора Николая I под короной. Судя по специфике конструкции, предмет предназначался для хранения графических листов или альбомов и их демонстрации на пюпитре.
7. Бюро в стиле классицизма
Бюро в стиле классицизма относится к эталонным образцам мебели мастерской Генриха Гамбса. Оно невелико по размеру и принадлежит к разновидности Bonheur-du-jour. Бюро со сложной конструкцией, в которую включены две столешницы, кабинет и ряд потайных отделений. Столешница с внешней стороны похожа на выдвижной ящик, по сторонам от него находятся две невысокие тумбы с потайными ящичками внутри. Доступ к ним возможен при использовании внутренней столешницы.
Верхняя часть бюро представляет собой кабинет, фасад которого скрыт панелью, поднимающейся и задвигающейся под карниз. Внутри находятся полки, высоту которых можно менять.
Металлический декор характерен для работ мастерской Г. Гамбса: в нем использованы розетки-звезды, гермы на углах фасада (вид скульптур, выглядящих как четырёхгранная колонна с изображением головы или бюстом наверху), башмачки в виде обнаженных человеческих стоп, подсвечники с крышками и ажурная баллюстрада. Карниз украшен бронзовыми рельефными изображениями двух собак, петуха и лебедя между ними. Центральная деталь декора не сохранилась.