Студия BBPR: Джанлуиджи Банфи, Людовико Барбиано ди Бельджойозо, Энрико Перессутти, Эрнесто Натан Роджерс. | mydecor.ru
Студия BBPR: Джанлуиджи Банфи, Людовико Барбиано ди Бельджойозо, Энрико Перессутти, Эрнесто Натан Роджерс.
Коллекционный дизайн

Коллекционер, дизайн-эксперт, основательница галереи коллекционного дизайна MIRRA

Сайт эксперта

ФАКТЫ

  • Акроним в названии знаменитой итальянский дизайн-студии BBPR — ни что иное, как первые буквы фамилий четырех выпускников Politecnico di Milano, чей творческий союз был сформирован в 1932 году: Джанлуиджи Банфи (Gianluigi Banfi, 1910-1945), Людовико Барбиано ди Бельджойозо (Lodovico Barbiano di Belgiojoso, 1909-2004), Энрико Перессутти (Enrico Peressutti, 1908-1969) и Эрнесто Натана Роджерса (Ernesto Nathan Rogers, 1909-1969).

    Созданная ими студия стала одним из первых и наиболее значимых примеров творческого партнерства, основанного на командной работе, а не на отдельных личностях. Сотрудничество BBPR базировалось на единстве намерений и совместных усилиях по обеспечению качества дизайна с подходом, определяемым сплоченностью команды. Архитекторы верили, что любой дизайн созданный четырьмя людьми, всегда лучше, чем если бы каждый человек творил по отдельности, и не раскрывали индивидуальное «отцовство» идей, провозглашая их общим результатом работы студии.

Студия BBPR не раскрывала авторство того или иного объекта, подчеркивая, что все их работы — результат коллективного творчества.
Студия BBPR не раскрывала авторство того или иного объекта, подчеркивая, что все их работы — результат коллективного творчества.
  • Практикуя столь необычный подход к дизайну, студия была замечена лидерами индустрии и получила приглашение присоединиться к Международному конгрессу современной архитектуры (CIAM) спустя всего 3 года работы в 1935 года.

  • В начале своего творческого пути коллектив BBPR был в восторге от перспектив Италии при Муссолини и фашизме, и фирма процветала под патронажем этого правительства. Однако к концу 1930-х годов реальная природа режима стала очевидной, и архитекторы начали открыто выступать против фашизма, заявляя, что он серьезно ограничивает свободу выражения, к которой стремится модернистское движение. Это противостояние обернулось трагично для группы архитекторов. Роджерс бежал во время войны в Швейцарию, а Банфи и Бельджохойозо были отправлены в в концлагерь в Матхаузен в 1944. Банфи умер в 1945 году, а Бельджойозо удалось выжить.

1/2

Памятник жертвам концентрационных лагерей на миланском кладбище, 1946.

  • К концу Второй мировой войны, студия продолжила разрабатывать архитектурные проекты под именем BBPR, но на этот раз без Банфи. Трагичные события оказали сильное влияние на творчество архитекторов, и одним из первых проектов после воссоединения стал абстрактный памятник жертвам нацистских концлагерей на кладбище в Милане.

  • В последствии, BBPR создали еще пять памятников жертвам тоталитарных режимов. Эти проекты принесли дизайн-студии широкую известность и одобрение публики, а Эрнесто Натан Роджерс был назначен редактором и издателем популярного журнала Domus, основанного великим Джо Понти (Gio Ponti), в 1946–1947 годах.

Атриум жилого комплекса на площади Сант-Эразмо 5-7 (1946-1948). | Источник: Стефано Суриано
Атриум жилого комплекса на площади Сант-Эразмо 5-7 (1946-1948).
Фото
Стефано Суриано
  • В 50-х годах BBPR начали пропагандировать идеи обновления современной архитектуры с учетом ее контекста, истории и традиций. BBPR руководила подготовкой IX Triennale di Milano в 1951 году и разработала выставку под названием «La Forma dell’Utile» с целью продвижения итальянского промышленного дизайна, которая спровоцировала профессиональные дискуссии и споры, касающиеся Интернационального стиля (International style) и модернизма в целом.

  • Влияние и пропаганда BBPR в отношении принципа «полезность плюс красота» усилились, когда Эрнесто Натан Роджерс стал редактором популярного журнала Casabella с 1953 по 1964 год, а все три главных архитектора студии вели интенсивную академическую деятельность на факультетах архитектуры итальянских и зарубежных университетов.

Башня Torre Velasca на обложке журнала Casabella, № 232, Октябрь 1959. | Источник: Getty Images
Башня Torre Velasca на обложке журнала Casabella, № 232, Октябрь 1959.
Фото
Getty Images
  • Главным символом принципа «полезность плюс красота» стала башня Torre Velasca, проектирование и строительство которой продолжалось около 10 лет и было закончено в 1958 году. Именно это смешанное коммерческое и жилое здание можно назвать пиком архитектурной деятельности студии BBPR. В дальнейшем, успех таких проектов и репутация студии, способствовали формированию творческих сотрудничеств в такими выдающимися фигурами того времени, как Александр Колдер (Alexander Calder), Лучо Фонтана (Lucio Fontana) и Макс Билл (Max Bill).

Высотное здание Torre Velasca в Милане, 1958. | Источник: Getty Images
Высотное здание Torre Velasca в Милане, 1958.
Фото
Getty Images
  • Студия BBPR так же вошла в историю в качестве успешных предметных дизайнеров. Пожалуй, самыми знаменитыми предметами мебели были стулья Elettra, Giuletta и Neptuna для компании Arflex, а так светильники разработанные для фабрик Artemide и Arteluce.

Стул Urania, дизайн студии BBPR для Arflex, 1954. Из собрания галереи Mirra, www.mirragallery.ru
Стул Urania, дизайн студии BBPR для Arflex, 1954. Из собрания галереи Mirra, www.mirragallery.ru
Стул Urania, дизайн студии BBPR для Arflex, 1954. Из собрания галереи Mirra, www.mirragallery.ru
Стул Urania, дизайн студии BBPR для Arflex, 1954. Из собрания галереи Mirra, www.mirragallery.ru
1/2

Кресло Elettra, дизайн студии BBPR для Arflex, 1954. Из собрания галереи Mirra, www.mirragallery.ru

  • Все предметы, созданные BBPR для фабрик или в коллаборациях с бесчисленными талантливыми дизайнерами, которых время от времени привлекала студия, отличаются функциональность, чистотой линий и утонченной эстетикой. Особой отличительной чертой предметов являлось нестандартное комбинирование грубых промышленных материалов с благородным текстилем, натуральной кожей и деревом. Такие контрастные переплетения в предметах BBPR произвели фурор при первом появлении, а так же остаются актуальными в современных интерьерах по сей день.

Светильник, дизайн студии BBPR для Arteluce, ок. 1962.
Светильник, дизайн студии BBPR для Arteluce, ок. 1962.