Выставка «Ткани Москвы» в Музее Москвы (фото 4)
Б.А. Аверьянов, И.Л. Шкубер. Цветная линогравюра. Ситцы. 1960-е гг. Частное собрание.
Алина Комлева

Компания Mollen, текстиль и аксессуары для дома

Истоки

Искусство ‒‒ неотъемлемая часть жизни, характеризующая духовное развитие общества в целом. Это не только самовыражение для автора художественного произведения, но и воздействие на адресата: читателя, слушателя, зрителя. В 1920-е годы самыми массовыми видами искусства, способными призывать людей к созидательному труду, воспевающими достижения эпохи великих преобразований, оказались фарфор и текстиль.

Предметы, которые используются повседневно, не только должны были воспевать новый советский строй, но и пропагандировать знания, объяснять, почему новое лучше старого. Это, с одной стороны, агитационный фарфор с революционными лозунгами и призывами, с другой, агитационный или тематический текстиль.

Выставка «Ткани Москвы» в Музее Москвы (фото 0)
Б.А. Аверьянов, И.Л. Шкубер. Цветная линогравюра. Ситцы. 1960-е гг. Частное собрание.

Агиттекстиль — новаторский стиль оптимистического времени

Агитационный текстиль в моде: от индустриальных орнаментов ВХУТЕМАСа до современных культурных кодов
Центральный клуб коммунальников. Швейный кружок за работой. Фотография, 1930 г.
Выставка «Ткани Москвы» в Музее Москвы (фото 7)
Неизвестный автор. На комбинате «Трехгорная мануфактура» им. Ф. Э. Дзержинского к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов создаются образцы сувенирных косынок, платков и других подарочных изделий.
Фото
Музей Москвы.

Агиттекстиль ‒‒ направление в дизайне тканей, появившееся в Советской России в 1920-е годы и отражающее эпоху великих преобразований: электрификации и индустриализации. Текстиль призывал к трудовым подвигам, агитировал, популяризировал новую действительность.

В 1925 серия тканей с символами серпа и молота получила золотую медаль на Всемирной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже и стала основой производства тематического текстиля. Творческая молодежь, студенты и выпускники ВХУТЕМАСа (первого советского художественно-промышленного вуза) стремились изменить повседневную жизнь в соответствии с новыми идеалами. Они искренне верили в необходимость поиска новых форм отражения действительности и отрицали классические цветочные орнаменты прошлого века.

Во время сырьевого кризиса 1920-х годов в условиях нехватки красителей был разработан рисунок «перекат»: строгие графические узоры позволяли добиваться декоративной выразительности в пределах одного цвета — красного, черного, темно-синего. Так были созданы работы художниц Любови Поповой и Варвары Степановой.

Выставка «Ткани Москвы» в Музее Москвы (фото 2.2)
В.Ф. Степанова. Рисунок для ткани, 1924 г. Первая ситценабивная фабрика.

В 1930-е годы минимализм и геометрию прошлого десятилетия вытесняют индустриальные мотивы, художники используют символику нового государства, силуэты заводов и буденовок, самолетов, тракторов и танков. Агиттекстиль становится более живописным. 

Однако в 1933-34 годах тематический текстиль подвергся жесткой критике, художественные объединения расформированы, а агитационный текстиль перестал быть востребованным на многие годы. Искренность в сочетании с профессионализмом исполнения позволили молодым художникам новой страны создать орнаменты, оставшиеся в истории искусства.

Выставка «Ткани Москвы» в Музее Москвы (фото 17)
Н.Н. Зыслина. Рисунок для ткани, 1960-е гг. «Трехгорная мануфактура» им. Ф. Э. Дзержинского. Частное собрание.
Выставка «Ткани Москвы» в Музее Москвы (фото 2.1)
А.С. Дзюбина. Рисунок для ткани, 1938-1939-е гг.
Выставка «Ткани Москвы» в Музее Москвы (фото 14)
Андреева А.А. Рисунок для ткани, 1960–1970-е гг. Шелкоткацкая фабрика «Красная роза» им. Розы Люксембург.

Агиттекстиль как культурный код мировой моды

Много десятилетий это уникальное явление оставалось предметом искусствоведческих изысканий и интересовало только коллекционеров. Однако провокационное искусство рубежа XX–XXI веков потребовало переосмысления наследия прошлого. Современные художники осознали потенциал народных промыслов и кириллицы, ритмичности орнамента.

Агитационный текстиль в моде: от индустриальных орнаментов ВХУТЕМАСа до современных культурных кодов
Поднос из коллекции HALF&Хохлома, коллаборация HALF&HALF с мастерами завода «Хохломская роспись».

Хохлома, гжель, надписи на русском языке вдохновляют дизайнеров одежды по всему миру. Событием в мире моды стали мотивы хохломы в коллекциях Дениса Симачева, американский дизайнер Heron Preston использует элементы русского культурного кода.

Интерес к национальным традициям, местным орнаментам возрастает с каждым годом. Орнаменты-ребусы агиттекстиля складываются в лозунги или сюжетные сценки. Они становятся одним из таких культурных кодов, поддерживающих тенденцию переосмысления прошлого, наследия художников Любови Поповой, Александра Родченко и Варвары Степановой.

Еще один оммаж искусству 1920-х — 1930-х годов — коллекция постельного белья «Агиттекстиль», разработанная российской маркой Mollen совместно со специалистами МАРХИ. Яркие визуальные образы собирателей льна в летнем поле, тракторов и комбайнов, первоцветов и цветущего льна сегодня освобождены от политического подтекста, но сохраняют позитивный посыл. Такие принты интернациональны: они понятны без перевода и всегда актуальны.

1/5
Фото:
MOLLEN.RU

Что важно помнить при выборе текстиля для дома: 3 совета

При выборе текстильного декора для дома необходимо сочетать модные тенденции и комфорт:

  1. Текстиль гармонизирует интерьер, и его проще всего заменить.

  2. Принты с орнаментами — сильный визуальный акцент, который выигрывает на нейтральном фоне.

  3. Натуральные ткани «дышат» и не вызывают раздражения на коже.

Агитационный текстиль в моде: от индустриальных орнаментов ВХУТЕМАСа до современных культурных кодов
Фото
MOLLEN.RU