Ее мебель видели все, даже те, кто далек от дизайна и никогда не слышал ее имя. Иконы дизайна, созданные Эйлин Грей, украшают самые фешенебельные дома мира, продаются на арт-аукционах за огромные деньги и выставлены в лучших музеях дизайна. Кресла, ширмы, журнальные столики и ковры по эскизам Грей часто можно видеть в кино. В обстановке роскошных интерьеров они подчеркивают эстетский характер состоятельных персонажей.
Кадр из фильма «Цена желания» посвященного истории любви Эйлин Грей и Жана Бадовичи, для которого она построила самое известное свое творение — виллу Е 1027.
Будущий архитектор и дизайнер, Эйлин Грей (Eileen Gray) родилась 9 августа 1878 года в Ирландии, в состоятельной семье аристократов. Юная баронесса изучала живопись и историю искусств в Лондоне и Париже.
Во Франции прошла большая часть ее дальнейшей жизни и были созданы главные работы. Новаторские идеи Эйлин Грей опередили время, оказав огромное влияние на творчество признанных дизайнеров и архитекторов ХХ века.
Кресло Bibendum, 1926 год
Кресло Bibendum считается самым узнаваемым в мире. Оно было разработано для модного бутика женских шляпок Матье Леви в Париже (1917-1921). Заказчица хотела получить экстраординарный интерьер и уникальную мебель, Эйлин Грей идеально справилась с задачей. По признанию автора форма спинки Bibendum была навеяна шинами Michelin.
Кресло Bibendum в фотосъемке компании Classicon, сегодня фабрика в числе избранных, имеющих право производить мебель дизайна Эйлин Грей, www.classicon.com.
Состоятельная и независимая аристократка вела эксцентричный, но довольно обособленный образ жизни. В архитектурно-художественном сообществе Парижа она считалась не слишком общительной, так как избегала больших компаний и посиделок в богемных кафе. Эйлин много и увлеченно работала, делая это исключительно по зову сердца, поскольку никогда не нуждалась в деньгах.
Приставной столик E 1027, 1927 год
Эйлин Грей начала эксперименты с созданием мебели из стальных трубок еще в 1918 году, за десять лет до Ле Корбюзье. Столик E 1027 из стекла и хромированной стали был создан для интерьера одноименной виллы на Лазурном берегу Франции.
Прогрессивные идеи первой женщины-архитектора ревностно воспринималась коллегами мужчинами. Товарищи по цеху свысока оценивали "опусы" отважной самоучки. Другого образования, кроме художественного у Грей не было. Дизайн в те времена еще не преподавали, а учиться архитектуре женщин не брали.
Сегодня столик Е 1027 выпускают две фабрики: немецкая Classicon и британская Aram.
Грей всегда работала в одиночку, не входя в какие-либо творческие союзы, ремесленные объединения и женские движения. Лишь спустя десятилетия, мэтры архитектуры и дизайна признали какое огромное влияние оказали работы и идеи Эйлин Грей на их творчество и развитие архитектуры и дизйана ХХ века в целом.
Ширма Brick Screen, 1922–1925 годы
В начале 2000 годов оригинал ширмы Brick Screen был продан на аукционе Christie's за баснословную сумму 1,3 миллиона евро. Сегодня ширму официально выпускают фабрики Classicon, www.classicon.com и Aram, www.aram.co.uk.
Главная постройка Эйлин Грей — вилла E 1027 на Лазурном берегу — образец модернистской архитектуры, дом с четкой и эргономичной планировкой. Сам Ле Корбюзье, один из «заклятых друзей» и конкурентов Грей открыто восхищался виллой E 1027, сожалея, что построил ее не он.
Кресло Transat, 1925–1927 годы
Очертания кресла Transat были навеяны шезлонгами, стоявшими на палубах трансатлантических лайнеров. Кресло Transat сегодня производит английская фабрика Aram, www.aram.co.uk.
Творцы эпохи ар-деко и Bauhaus черпали вдохновение в архитектурных и мебельных проектах Эйлин Грей. Сегодня, спроектированные ей дома признаны выдающимися памятниками модернистской архитектуры.
Консольный столик Rivoli с полками, 1928 год
Кофейный столик Rivoli с раскладными элементами предназначался для гостиной виллы E 1027. При желании легкий и изящный предмет можно было быстро переместить на террасу. Круглые полки на шарнирах, трансформирующаяся столешница, и тд — все элементы максимально функциональны и удобны.
Ковры 1920-е годы
Письменный стол Lou Perou, 1926 год
Стол получил название в честь последнего дома Эйлин Грей Lou Perou, построенного ей в возрасте 76 лет. Дизайн самого предмета был разработан еще в 1926 году. Асимметрия, способность к трансформации, складные и раскладные элементы — черты стола Lou Perou, как и большинства столов авторства Эйлин Грей. Раскрывающуюся боковую секцию поддерживает единственная опора — ножка из хромированной стали.