№1
В МГХПА им. Строганова готовят творческих людей для работы в промышленности — дизайнеров, художников, архитекторов, реставраторов. Так изначально и задумывал учебное заведение его основатель — Сергей Григорьевич Строганов, археолог, меценат и государственный деятель. Он создал училище в 1825 году и назвал его Рисовальной школой в отношении к искусствам и ремеслам. Задумкой Строганова было воспитывать художников не для искусства как такового, а для зарождавшегося в то время индустриального производства. Это был шаг на пути к появлению дизайнеров, хотя самого понятия «дизайн» тогда еще не было.
Дизайнер интерьеров, выпускница кафедры «Художественное проектирование интерьеров» МГХПА им. Строганова
Личный сайт«В Строгановке невозможно было быть просто студентом. Не то время и не то место. Можно было только „на полную катушку“, отдаваясь этому с головой. Учиться 8 часов в день по расписанию и еще 2-3 часа после занятий оставаться в аудиториях, работая над проектами — это было нормой для всего института. Перед курсовыми мы могли ночевать в академии, а перед дипломом практически жили в Строгановке месяц. Нам отдали спортзал, и мы по очереди спали на матах. И это было нормально. Это было тяжелое, но очень яркое время!»
№2
Сначала в школе было всего три специальности: черчение, геометрия, рисование машин; рисование фигур и животных; рисование цветов и украшений. Позже предметный ассортимент расширялся, появились классы набивного рисунка и «лепления из глины украшений и фигур». Отличительной чертой заведения была демократичность: обучение было бесплатным, а поступить мог любой талантливый ребенок 10-16 лет — смотрели не на происхождение, а на способности.
Художник, выпускник факультета «Монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства» МГХПА им. Строганова 2003 года
«Я всегда воспринимал Строгановку не как учебное заведение, а как творческий портал, сквозь который до меня прошли многие известные художники: Вадим Сидур, Дмитрий Пригов, Леонид Соков, Виталий Комар и Александр Меламид. Это место художественной силы, я ощущаю это до сих пор, приходя сюда читать лекции по современному искусству. Академия всегда отличалась свободомыслием. В советское время здесь учились люди, которым не находилось места в системе традиционного художественного образования. Сюда шли люди с подозрительной по прежним меркам репутацией, с „испорченным“ прошлым, и формировались направления независимого искусства — например, соц-арт».
№3
В 60-е годы XIX века педагоги и студенты училища выезжали в экспедиции в Великий Новгород, Суздаль, Владимир, Псков и снимали гипсовые слепки с древних храмов и других построек, копировали старинные рукописи. Копии белокаменного декора храмов Владимиро-Суздальских земель XII–XIII веков, барельефов древних ворот Софии Новгородской выставлялись в Москве, Санкт-Петербурге и за рубежом. На Всемирной выставке в Париже 1867 года училище получило за них серебряную медаль.
Дизайнер, выпускница кафедры «Коммуникативный дизайн» МГХПА им. Строганова 2001 года
Личный сайт«Работать и учиться в Строгановке было невероятно! Приключения, любовь, путешествия, много живописи, рисунка и скульптуры. На занятиях по истории искусств я смотрела на картинки с египетским и итальянским искусством и думала, как хочу увидеть это все своими глазами. Потом когда я начала путешествовать, я целовала Колизей в Риме, часами не могла выйти из залов с живописью и скульптурой Месопотамии и Египта в Каирском музее и оторваться от картин импрессионистов в Лувре. Часто вспоминаю наши поездки автостопом, когда мы с моими друзьями с разных факультетов ездили в Европу смотреть искусство. Спали в спальниках на газонах или на лавках в парках, все деньги тратили на покупку билетов в музеи и галереи. Уффици, Стеделик, Помпеи, музей Альфонса Мухи, национальные галереи и коллекции. Для меня годы учебы были счастьем».
№4
В 1864 году директор училища Виктор Иванович Бутовский создал Музей Строгановки — первый в Москве, в котором были представлены прикладные искусства. Коллекция началась с тех самых гипсовых слепков-копий древнерусского художественного и архитектурного наследия, а потом стала пополняться образцами античного, западноевропейского и восточного искусства. Сначала музей предназначался для внутреннего пользования, но потом открылся и для широкой публики. Музей работает и сейчас: здесь можно найти и экспонаты второго тысячелетия до нашей эры, и современные работы 21 века. Здесь хранится коллекция западноевропейского и русского фарфора, которую музею подарил император Александр II.
Художница, выпускница кафедры «Художественная керамика» МГХПА им. Строганова 2014 года
«Моим любимым предметом был „Материал“, то есть работа с глиной и превращением ее в керамику. И в этом смысле на нашей кафедре программа была организована интересно: каждый год мы изучали работу с разной глиной, разными технологическими процессами и особенностями глины. Так, например, за все годы учебы мы ознакомились с гончаркой, отливанием фарфоровых изделий, изготовлением гипсовых форм, шамотом и с садово-парковой скульптурой. И каждый год у нас менялся преподаватель курса, который специализировался на каком-то одном материале. Это вносило живость и интерес».
№5
В конце XIX века училище занимало здание по адресу ул. Рождественка, 11, где сейчас размещается Московский архитектурный институт (МАрхИ). Для нужд Строгановки здание переделали. Реконструкцией руководил архитектор и преподаватель Строгановки Сергей Устинович Соловьев. Майоликовые рельефы на фасаде тоже создавал педагог училища — Дмитрий Петрович Сухов.
Архитектор, основатель архитектурного бюро Archpoint, выпускник МГХПА им. Строганова 2000 года
Личный сайт«Поступить в Строгановку было моей мечтой с детства. Я хотел менять городскую среду, поэтому этот вуз подходил мне как нельзя лучше. Атмосфера во время учебы в целом была демократичной. Многие ученики приходили в Строгановку после училища достаточно взрослыми, и преподаватели относились к нам соответствующе — давали полную свободу, чтобы мы сами решали, чего хотим и как будем этого добиваться. В академии все относились друг к другу по-доброму и без снобизма, друг с другом дружили. Со многими я общаюсь и сейчас. Каждый год собираемся с однокурсниками у кого-нибудь дома или в баре, обсуждаем проекты, вспоминаем учебу».
№6
Преподаватели Строгановки — знаменитые архитекторы, живописцы и скульпторы. В первые годы существования вуза сложилась традиция — выпускники возвращались сюда в качестве педагогов. Например, в предреволюционные годы в училище преподавали художник Георгий Пашков и живописец и график Сергей Ягужинский, которые закончили училище. Эта преемственность продолжается и по сей день. Преподавать сюда приходили и выпускники других институтов: известные архитекторы Иван Жолтовский, Федор Шехтель и художники — Константин Коровин и Михаил Врубель.
Дизайнер, выпускница кафедры «Коммуникативный дизайн» МГХПА им. Строганова 2001 года
«Я думаю, что во время учебы в вузе важно тренировать связь глаз — рука, эта „мышца“ должна быть прокачена. И хотя многие дизайнеры, да и я сама возмущалась, что в Строгановке на факультете дизайна слишком много живописи, рисунка и скульптуры, сейчас не жалею об этом совсем. Здорово, что многие замечательные дизайнеры по окончанию академии возвращаются в вуз уже в качестве преподавателей. Эта преемственность — важный элемент. Я очень хочу создать в Строгановке клуб, в котором состоявшиеся в профессии выпускники будут организованно помогать студентам начинать работать и проходить практику».
№7
После революции училище реорганизовали. Сначала его преобразовали в Первые Свободные государственные художественные мастерские. Затем объединили со Вторыми мастерскими на основе Московского училища живописи, ваяния и зодчества во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В 1928 году ВХУТЕМАС превратился во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), а через два года разделился на четыре отдельных института. Сама Строгановка была воссоздана только в 1945 году.
Дизайнер, архитектор, выпускница факультета «Интерьеры и оборудование» МГХПА им. Строганова 2000 года
«Особенность нашего вуза — в приверженности традициям. Это отражается даже в наследственности преподавателей: педагог академии Орзул Владимир Александрович — ученик архитектора Душкина, трижды лауреата сталинской премии. Завкафедрой Свиридов Анатолий Иванович — ученик архитектора Захарова, а Захаров — ученик Жолтовского. Эта традиционность — и достоинство, и недостаток. С одной стороны, это классическая база, которую дальше можно развивать. А с другой — препятствие для развития. Нас всегда ставили в рамки нашего академического образования, новаторский подход в проектировании не приветствовался».
№8
Современное здание академии на Волоколамском шоссе появилось в 1956 году. Спроектировал его преподаватель училища Иван Жолтовский вместе с архитектором Георгием Лебедевым. В этот период расширяется список специальностей и кафедр вуза, появляются три факультета: «Промышленное искусство», «Интерьер и оборудование», «Монументально-декоративное и прикладное искусство». В 1970 году училище становится головным в стране в своей сфере, разработанные здесь программы используют другие вузы.
Глава креативного отдела, партнер студии VOX Architects, выпускница кафедры «Художественное проектирование интерьеров» МГХПА им. Строганова 2009 года
«В Строгановке особая атмосфера: высокая концентрация творческих людей, каждый занимается тем, что нравится. Традиции в обучении соединяются с современным подходом. Отсюда в разные времена выпускались талантливейшие художники и скульпторы, а среди преподавателей такие знаменитости как Родченко, Дейнека, Врубель, Коровин, Мухина. В Строгановке сильна академическая база. Но её слабая сторона — в некоторой обособленности от реальности. Будучи сейчас работодателем и принимая на работу вчерашних студентов, я заметила, что мало кто из них знает нормы проектирования, а это финансовая и практически уголовная ответственность. Поэтому в программу я бы добавила пару не слишком творческих, но необходимых предметов — право, менеджмент организаций и финансовое управление».
№9
В XX веке Строгановка стала альма-матер для многих знаменитых творческих личностей. Отсюда выпустились поэт, художник-концептуалист и скульптор Дмитрий Пригов, основатели соц-арта, художники Александр Меламид и Виталий Комар, художник и скульптор Вадим Сидур, автор мультфильмов про кота Леопольда Анатолий Резников, кинодраматург, режиссер и актер Александр Адабашьян. На подготовительных курсах дореволюционной Строгановки учился и Владимир Маяковский.
Дизайнер интерьеров, выпускница кафедры «Художественное проектирование интерьеров» МГХПА им. Строганова
«В Строгановке все варятся в одной „каше“. Здесь у каждого есть уникальная возможность окунуться во все смежные и соседние профессии: лучшие работы всех курсов выставлены в коридорах института, ты смотришь на это каждый день и понимаешь, куда надо идти. Это постоянный конкурс лучших, в котором ты участвуешь, и это так ярко, смело, заставляет тебя делать так же — чтобы и твоя работа заняла свое место на стене кафедры как лучшая сегодня. Это очень подстегивало».
№10
Академией Строгановка стала в 2009 году и называется так и по сей день. Сегодня здесь пять факультетов и 17 кафедр, есть колледж, где можно получить средне-специальное образование, детская академия дизайна, курсы переквалификации и разные краткосрочные развивающие курсы по академической живописи и скульптуре, декорированию стекла, истории художественных стилей и другим направлениям.
Дизайнер, архитектор, выпускница факультета «Интерьеры и оборудование» МГХПА им. Строганова 2000 года
«Трудоголизму студентов Строгановки можно позавидовать. Мы не могли остановиться работать, часто задерживались в академии до позднего вечера. При этом вахтерши постоянно пытались нас выгнать — закрывали двери, выключали свет в здании. Но со студентами так просто не справишься: мы и в окна обратно залезали, и рисовали при свечах. Самое смешное за годы учебы — это как мы во время сессии переезжали в институт. Спали в спальниках, умывались в раковинах, ели прямо в мастерской. На Пасху даже яйца варили в каком-то самоваре и красили потом».