Первые упоминания о связи Cartier с Россией относятся к 1860 году: в конце XIX века Дом регулярно поставлял предметы ювелирного искусства императорскому двору для рождественских торжеств. Первым русским клиентом стал князь Салтыков, а истинными приверженцами марки из царской семьи были великая княгиня Мария Павловна и императрица Мария Федоровна. Во время поездок Пьера Картье в Россию в 1904–1905 годах русские клиенты активно уговаривали его начать торговлю в Санкт-Петербурге.
Братья Картье были очарованы русской культурой, а русские аристократы по достоинству оценили изысканный парижский вкус. Вдохновленный русским фольклором, Дом Cartier в 1908 году создал диадему-кокошник, в которой стиль «гирлянды» сочетался с внешним видом русского народного головного убора, чья форма напоминала нимб Богородицы с византийских икон. Взаимное влияние двух миров было мягким и всепроникающим.
В связи с историческими событиями 1917 года, бренд смог вернуться в нашу страну лишь в 2003 году. Сегодня в честь 15-летия Саrtier в России редакция Elle Decoration рассказывает о 15 самых ярких событиях за прошедшие годы.
1. Открытие первого бутика в Столешниковом переулке
2. Ужин в честь юбилея Майи Плисецкой
3. Открытие бутика в ГУМе
4. Выставка «Картье в XX веке: новаторство и традиции»
Летом 2007 года в музейном комплексе Московского Кремля прошла масштабная выставка «Картье в XX веке: новаторство и традиции». Экспозиция представила 165 оригинальных экспонатов и 20 рисунков. Событие стало действительно знаковым для бренда, ведь именно Cartier выпала честь стать первым ювелирным домом, проникшим в святую святых бывшей цитадели русских царей. Предлагаем нашим читателям окунуться в далекий 2007 год вместе с роликом для телевидения о выставке «Картье в XX веке».
5. Открытие бутика в Санкт-Петербурге
В мае 2010 года открылся первый монобрендовый бутик любимого ювелирного Дома Российского императорского двора в Санкт-Петербурге. Два этажа старинного особняка на берегу Мойки были оформлены Бруно Муанаром (Bruno Moinard), разрабатывающим стиль бутиков Cartier по всему миру. На создание интерьеров дизайнера вдохновили императорские дворцы Петергофа и Царского Села. Стены бутика украшают старинные фотографии с изображением царской семьи и братьев Картье. Позолоченная трехметровая люстра, декорированная хрусталем, была создана специально для бутика Cartier в Санкт-Петербурге. Пространство фирменного магазина напоминает элегантную шкатулку, в которую Муанар бережно сложил драгоценности ювелирного Дома.
6. Фильм L’Odyssée de Cartier
Трехминутный корпоративный фильм L’Odyssée de Cartier (2012) подобен драгоценному украшению, отражающему статус знаменитого ювелирного Дома. Режиссером ролика выступил Бруно Авеллан, а саундтрек написал Пьер Адено. Роль главной героини досталась фирменному символу бренда с 1914 года — пантере. Кадры фильма отразили основные вехи истории Cartier. Изящное животное отправляется в фантастическое путешествие по ключевым для марки странам, повлиявших на уникальный стиль Cartier: царской России, Китаю, Индии и Франции.
7. Открытие бутика на Петровке
Открытие нового столичного бутика Cartier на Петровке в 2013 году стало знаковым событием для ювелирного бренда. Пространство фирменного магазина стало также, и самым большим в Европе, и вторым в мире по площади. Третий бутик Cartier в России переехал из уютного Столешникова переулка в двухэтажное здание Берлинского дома. На торжественном открытии присутствовали знаковые светские персоны, а великолепные интерьеры бутика с множеством зеркал усилили богемную атмосферу волшебства под знакому Cartier.
8. Выставка «Индия. Драгоценности, покорившие мир»
Выставка «Индия: драгоценности, покорившие мир» в 2014 году в Кремле доказала, что легенды о сказочных богатствах махараджей были на удивление близки к истине. В экспозиции изделия индийских ювелиров с XVI века до наших дней были представлены бок о бок с работами европейских ювелирных Домов, обращавшихся в своих коллекциях к индийской теме, в том числе — Cartier.
9. Выставка «Элегантность и роскошь ар-деко»
В Одностолпной палате Патриаршего дворца и выставочном зале Успенской звонницы в 2016–2017 годах развернулась масштабная экспозиция, где элегантные платья были дополнены роскошными ювелирными украшениями. В основу выставки легла коллекция одежды великих кутюрье Европы начала ХХ века из японского Института костюма Киото, входящего в четверку лучших мировых музеев моды. К слову, многие экспонаты были отреставрированы специально для этой выставки и впервые покинули стены института. Более 100 костюмов были дополнены историческими украшениями Cartier.
10. Проект с Британской высшей школой дизайна
Летом 2017 года студенты Британской высшей школой дизайна создали арт-интерпретации знаменитой ювелирной коллекции Cartier Juste un Clou. Серия авторских работ (коллажей, фотографий, рисунков, видеоинсталляций) интерпретировала идею When ordinary becomes precious («Когда обыденное становится драгоценным»). Подробнее о проекте читайте по ссылке.
11. Воссоздание розария в усадьбе «Архангельское»
В июне 2017 года российское отделение французского Дома Cartier взяло на себя новую культурную инициативу: вернуть в музей-усадьбу «Архангельское» дореволюционный пышный розарий. Подобная инициатива имела историческую подоплеку: нескольких поколений знатного рода Юсуповых были одними из самых серьезных клиентов Дома в России. Таким образом было решено выказать дань уважения этой аристократической фамилии и ее наследию. Инициатива также была приурочена и к 100-летнему юбилею, который музей-усадьба отпразднует в 2019 году.
12. Инсталляция у бутика на Петровке в честь коллекции Cactus de Cartier
В августе 2017 года в честь пополнения коллекции Cactus de Cartier новыми ювелирными украшениями у входа в московский бутик Дома на Петровке была создана флористическая инсталляция. Установка из двух элементов — клумб в виде «колючек» разной высоты и скамеек в форме эффектных светящихся «кустов» навеяна «цветами пустыни», солнечным светом и золотом, из которого ювелиры Дома создали свои шедевры.
13. Gift Room Марины Бессоновой
В ноябре 2017 года пространство бутика на Петровке было переосмыслено и стилистом ELLE Decoration и дизайнером Мариной Бессоновой. Комната для выбора по-настоящему роскошного подарка Gift Room навеяна утонченным шиком французского декоратора Жозефа Дирана (Joseph Dirand).
14. Спонсорство балета «Анна Каренина»
В 2018 году ювелирный Дом стал партнером премьеры балета Джона Ноймайера «Анна Каренина» в Большом театре. Богатая история отношений Cartier с Россией включает и главу о танцевальном искусстве. Луи Картье был большим ценителем и почитателем русского балета, а также близким другом Сергея Дягилева. И в настоящее время, выступая партнером балета постановки по роману Льва Толстого, бренд продолжает свою связь с миром русского балета.
15. Торжественный прием и гала-ужин в честь 15-летия возвращения Cartier в Россию
Неделю назад 23 марта 2018 года в Доме Союзов состоялся торжественный прием и гала-ужин, посвященный пятнадцатилетию возвращения Cartier в Россию. Символом истории взаимоотношений ювелирного дома Cartier со страной стал поезд. Гости мероприятия отправились в увлекательное путешествие из зимней России на солнечную Французскую Ривьеру начала XX века. Внутренние пространства Дома Союзов преобразились в перроны и старинные привокзальные буфеты. Лейтмотивом события стала неповторимая эпоха ар-деко. Под зажигательные ритмы джаза модели демонстрировали украшения из высокой ювелирной коллекции Cartier.