Факты
- Компанию основал богемский немец Даниэль Сваровски (1862–1956).
- Помимо хрустальных стразов, подвесок и предметов из них, Swarovski выпускает шлифовальное оборудование, дорожные знаки, оптику класса люкс и занимается огранкой драгоценных камней.
- У Swarovski около 1150 монобрендовых магазинов в 120 странах мира.
- Годовой оборот компании — 2,87 млрд евро.
Даниэль Сваровски родился в маленькой богемской деревне, где почти в каждом доме шлифовали хрусталь. Уехав с «малой родины» учиться на инженера и познакомившись в Вене с новомодным изобретением — электричеством, он решил с его помощью дать вторую жизнь знакомому с детства ремеслу. В 1895 году он открыл под Инсбруком фабрику, где хрустальные стразы делались на электростанках. Огранка получалась более точной, чем при ручной обработке. Даниэль оказался не только талантливым инженером, но и гением маркетинга: он убедил высший свет Европы, что носить бижутерию престижно. Сначала Сваровски закупал хрусталь в Богемии, но потом разработал свой собственный, при огранке сверкавший особенно ярко. Этот рецепт до сих пор хранится в тайне. В 1931 году компания начала выпуск гибких металлических лент с вплетенными в них кристаллами, легко пришивавшихся на ткань. Для стразов открылся мир моды — первой эти новинки оценила Коко Шанель. Позже одежду со стразами полюбили звезды: в сверкающих нарядах выступали Майкл Джексон, Тина Тёрнер и Мадонна.
В 1956 году в лабораториях компании изобрели легендарный эффект Aurora Borealis («Северное сияние») — особый вид напыления на кристаллы, придающий им радужный блеск. Технологию, разумеется, тут же засекретили. В 1965 году Swarovski начала делать подвески для люстр и светильников — сейчас они сверкают в Версальском дворце, в Кремле и Метрополитен-опере.
Новой вехой в истории бренда стала почти случайная находка — хрустальная мышь, выпущенная как сувенир к Зимней олимпиаде, проходившей в Инсбруке в 1976 году. Это был первый предмет, выпущенный на рынок под маркой Swarovski, — до этого компания лишь выступала в качестве поставщика кристаллов для других фирм — производителей одежды и украшений.
Фигурка имела оглушительный успех, и за ней последовали другие: их начали коллекционировать по всему миру. В 1977 году вышла первая коллекция украшений Swarovski, а в 2009-м — часы. К своему столетию в 1995 году компания сделала поклонникам грандиозный подарок — интерактивный музей Swarovski Crystal Worlds.
Сегодня это второй по посещаемости музей в Австрии. Среди его экспонатов плачущие часы Дали из стразов, «кристальная» сбруя слона индийского махараджи, самый большой в мире (диаметр 40 см) и самый маленький (диаметр 0,8 мм) хрустальные кристаллы. Все четырнадцать залов находятся под землей, чтобы вызывать ассоциации с тайными сокровищницами.
В одной из них можно «очутиться» внутри кристалла — иллюзия возникает благодаря множеству зеркал. В 2002 году стартовал самый амбициозный проект Swarovski — Crystal Palace. Компания приглашает звезд дизайна и дает им полный карт-бланш. Единственное условие — использовать в работе кристаллы.
В результате получаются фантастические светильники и другие предметы интерьера, за которыми гоняются коллекционеры. Среди участников проекта — братья Кампана, Рон Арад, Росс Лавгроув, Заха Хадид и Токудзин Йосиока. Стразы Swarovski завоевали элитарный сегмент, но не перестали быть общедоступными.
Магазины марки есть в каждом крупном аэропорту, наряженные ее изделиями елки стоят на площадях всего мира. Кристаллы Swarovski украшают австрийские почтовые марки и коллекционные монеты Канады. Но отчего они так сильно блестят — до сих пор покрыто мраком тайны.