Богемская рапсодия
Бра Hluboka, дизайн вдохновлен красотой одноименного замка в Южной Богемии.

Факты

  • Бренд Preciosa был зарегистрирован в Чехии в 1915 году, когда объединились несколько исторических стекольных заводов и цехов в городке Яблонец-над-Нисоу.
  • Компания Preciosa была официально учреждена в 1948 году, став ключевым поставщиком бижутерии из чешского стекла в мире.
  • Сегодня в корпорацию PRECIOSA Group помимо PRECIOSA Lighting входят: PRECIOSA a.s. (кристаллы, цирконы и драгоценные камни), PRECIOSA Ornela (традиционный чешский бисер), PRECIOSA Vinolok (стеклянные пробки), PRECIOSA Jewellery and Decoration (ювелирные украшения и предметы декора).
  • Люстры Preciosa украшают Большой театр и дворец в Царицыно, отели Four Seasons в Москве и Санкт-Петербурге, а также роскошные отели, дворцы и яхты по всему миру.

История светильников из богемского хрусталя уходит своими корнями в 1724 год, когда огранщику Йозефу Пальме из селения Прахне в Северной Богемии было выдано королевское разрешение на изготовление стеклянных канделябров.

Богемская рапсодия

К середине XVIII века сверкающие люстры Пальме уже украшали главные дворцы Европы, в том числе Версаль и Фонтенбло. Три века спустя традиции богемского хрусталя продолжает компания Preciosa. И, так же как и прежде, стеклянные люстры производятся на заводах Preciosa на 90% вручную. «У нас нет секрета — у нас есть множество рецептов», — улыбается Михал Габай, генеральный директор Preciosa в России, СНГ и Турции.

На самом деле ингредиенты местного стекла — кварцевый песок, сода, поташ и известь, которые смешиваются под давлением в определенной, тщательно засекреченной пропорции. Для получения хрусталя в смесь добавляют свинец. Сердце же всего производственного процесса — стеклодувные цеха, где обретают форму детали будущих люстр: рожки, колбы, декоративные розетки и подвески.

Богемская рапсодия
Деревянные формы из бука.

С расплавленным стеклом здесь работают более тридцати человек разных специальностей, и в первую очередь потомственные стеклодувы. «Опытный мастер должен уметь «прислушиваться» к стеклу, чтобы понимать его свойства в любой момент производственного процесса и даже суток, поскольку стекло может вести себя по-разному утром и во второй половине дня, — делится секретами Михал. — Стеклодувы — одна из редчайших профессий в мире.

Богемская рапсодия
Чертеж люстры из архива компании.

Часто мастерам с трудом удается найти достойных кандидатов, чтобы передать им свои знания». Главные инструменты стеклодува на протяжении веков неизменны: это стеклодувная трубка, щипцы и деревянные формы.

Богемская рапсодия
Работа стек-лодува не меняется уже несколько столетий.

Последние используются для изготовления формованного стекла (например ваз). «Эти формы изготавливаются из свежего бука и за сутки до использования кипятятся в специальных чанах, — продолжает рассказ Михал, — чтобы впитать достаточное количество воды.

Богемская рапсодия
Сбор металлического каркаса люстры.

В процессе выдувания подушка пара между расплавленным стек-лом и формой защищает древесину от горения и облегчает вращение стекла. Чем выше температура раскаленного стекла, тем лучше подушка. Таким образом, от навыков стеклодува зависит срок службы формы, с помощью которой можно создать до тысячи экземпляров».

Опытный мастер должен уметь «прислушиваться» к стеклу и понимать его свойства

Особо ценные кадры на фабрике — мастера по изготовлению стеклянных трубочек, используемых для покрытия металлического каркаса люстры. «В то время как многие производители заменяют их пластиковыми имитациями, стеклодувы Preciosa способны изготовить трубочки с отверстием диаметром всего 1 мм!» — с гордостью говорит Михал.

Богемская рапсодия
Эскизы люстр, Preciosa Lighting.

Не менее ответственным процессом является выплавка рожков для люстры. «Чтобы придать ленте расплавленного стекла изогнутую форму, требуется идеальное взаимодействие мастера и его помощников. Ведь отклонение готовой детали даже на 1 мм приравнивается к браку», — замечает Габай.

Богемская рапсодия
Хрустальная люстра, по форме напоминающая ту, что была изготовлена для императрицы Марии Терезии, украшает интерьеры в Пражском Граде.

Неудивительно, что во время одной смены стекольный завод перерабатывает до трех тонн стекла. После охлаждения стеклянные «полуфабрикаты» проходят три стадии шлифовки. Следующий ответственный этап — ручная гравировка.

Богемская рапсодия
Пятирожковая люстра Vltava в стиле начала XX века.

Резчик наносит рельеф с помощью алмазного диска, в результате каждый предмет из хрусталя приобретает исключительное сияние и еще большую уникальность. «В зависимости от сложности, работа резчика над одним предметом может занять до получаса», — говорит Михал.

Богемская рапсодия

После ручной гравировки следуют этапы окрашивания, травления в кислоте для получения матовой поверхности, золотого покрытия либо нанесения эмали. «У компании Preciosa своя запатентованная технология окрашивания, — делится Михал. — Во многих случаях она заменяет классические цветные витражи.

Хрустальная люстра — это симфония, построенная на взаимодействии тончайших нюансов

Основные преимущества нашего метода — стойкие цвета и богатая палитра, которая включает в себя более двухсот основных цветов и декоров (перламутр, металлик и т. д.). При этом краски нетоксичные, на водной основе.

Богемская рапсодия
Светильники Fano, хрусталь, машинная резка и полировка, коллеция The Seven Senses of Light, дизайн Ярослава Бейвла. Новинка Миланского салона 2015.

Несмотря на нашу историю, мы не стоим на месте, — заключает рассказ Михал Габай. — При производстве светильников мы объединяем традиции чешского хрусталя с новейшими технологиями, такими как оптоволокно, светодиоды и нанопокрытие (используется для защиты стекла), но никогда не забываем о главном: хрустальную люстру можно сравнить с симфонией.

Она строится на идеальном взаимодействии тончайших нюансов, каждый из которых призван занять свое, точно назначенное место, чтобы в результате родился шедевр». И с этим утверждением сложно не согласиться.

Богемская рапсодия
Световая инсталляция Inspiral в лобби отеля Hilton Bomonti в Стамбуле, 2013.