Голландский предприниматель и декоратор Жан-Анри Йансен (1854–1928), или на французский манер Жансен (с ударением на последнем слоге), обладал отличным вкусом, разбирался в искусстве, знал толк в антик­вариате и, что немаловажно, умел налаживать связи с представителями высшего света.

Maison Jansen
Интерьер холла в парижском доме Пьера Дельбэ вдохновлен творчеством Сальвадора Дали.

Именно на них он рассчитывал, открывая в 1880 году интерьерное ателье Maison Jansen в доме номер 9 на парижской рю Руаяль. После нескольких удачных проектов для знатных клиентов заказывать интерь­еры в Maison Jansen стало модно.

История дизайна: великий интерьерный дом Maison Jansen фото [2]
Фрагмент гостиной в Château Solveig, дизайн Гастона Шварца, 1935 год.

Почти сразу же в соседнем доме Жансен открыл антикварный салон, где можно было купить мебель XVIII века, отреставрированную и перетянутую современными тканями. Это был не просто магазин — избранное общество собиралось здесь, чтобы обменяться новостями или обсудить достоинства отреставрированных предметов.

История дизайна: великий интерьерный дом Maison Jansen фото [3]
Жан-Анри Жансен, основатель Maison Jansen, 1920 год.

В самом пятиэтажном ателье трудилось уже около 700 специалистов: краснодеревщиков, зеркальщиков, стекольщиков, резчиков, обойщиков, мастеров по металлу, золочению, изготовлению маркетри и интарсий, и все они в обязательном порядке проходили дополнительный курс истории искусства.

История дизайна: великий интерьерный дом Maison Jansen фото [4]
Стефан Будэн за работой. Акварель Этьена Дриана, 1950 год.

Дом Maison Jansen делал роскошные интерьеры в стиле всех Людовиков, в стиле ампир или Директории — кому из клиентов что больше нравилось. Помимо целого штата собственных мастеров, Maison Jansen с самого начала своего существования заказывал вещи у лучших дизайнеров мебели — например, в 1930-е годы для фирмы работали Жан-Мишель Франк и Теренс Робсьон-Гиббингс.

История дизайна: великий интерьерный дом Maison Jansen фото [5]
Гостиная в Château de Laeken, резиденции короля Бельгии Леопольда II.

За первые десять лет своего существования интерьерный Дом добился всемирной славы: среди его клиентов числились короли Великобритании, Нидерландов, Бельгии и Испании. С 1905 года Жансен открывает филиалы по всему свету: в Лондоне, Каире, Праге, Риме, Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Гаване и Рио-де-Жанейро.

История дизайна: великий интерьерный дом Maison Jansen фото [6]
Эскиз интерьера для миллионера Генри Ченнона.

Экзотические породы дерева переправлялись из Латинской Америки в Париж, а потом возвращались в дома местных богачей и аристократов в виде резных буазери, изысканных комодов, кресел и столов. Исторические стилизации были коньком Maison Jansen, но дизайнеры фирмы чутко улавливали и веяния времени. Сам Жансен любил добавлять в интерьерные работы экзотику — вещи, привезенные им из путешествий в Турцию и Японию. В 1925 году на тогдашнее общество произвела огромное впечатление Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств в Париже, давшая название последнему большому стилю в истории искусства — ар-деко. Дизайнеры и мастера Maison Jansen быстро осваивают новую моду, хотя и поклонников дворцовых интерьеров среди их заказчиков по-прежнему немало.

История дизайна: великий интерьерный дом Maison Jansen фото [7]
Джеки Кеннеди во время реновации Белого дома, 1961 год.

После смерти Жансена в 1928 году фирму возглавили два его самых талантливых ученика — декораторы Гастон Шварц и Стефан Будэн. Шварц был поклонником нового стиля — шикарного и дорогого, но одновременно театрального, гламурного. Один из самых ярких проектов Шварца — шато Сольвейг на Женевском озере в Швейцарии, которое он оформил в 1935 году для миллионера и авиатора-любителя Фрэнсиса Фрэнсиса и его жены танцовщицы Сольвейг Ярманг.

История дизайна: великий интерьерный дом Maison Jansen фото [8]
Интерьер Красной комнаты в Белом доме — одна из последних работ Стефана Будэна.

Традиционные для Maison Jansen деревянные резные буазери в шато были заменены блестящими стек­лянными и зеркальными панелями. Блики света отражались на трехцветном полированном мраморном полу, хромированных и бронзовых поверхностях мебели и деталях отделки. В центре внимания гостей на шумных вечеринках в фойе была роскошная беломраморная лестница с хрустальными балясинами и металлическими перилами.

История дизайна: великий интерьерный дом Maison Jansen фото [9]
Шкаф из дерева с фурнитурой из латуни, Maison Jansen.

Стефан Будэн, наоборот, был сторонником традиций французской классики. Он знал их досконально и заставлял мастеров, работавших в ателье Maison Jansen, изучать их. Путешествуя по Европе, он делал зарисовки орнаментов, деталей мебели и декора, архитектурных элементов, чтобы потом использовать их в своих работах. Уже в 1930-е годы клиенты называли Будэна величайшим декоратором в мире.

История дизайна: великий интерьерный дом Maison Jansen фото [10]
Вид на центральную лестницу в Château Solveig, Швейцария.

Среди поклонников его таланта был, например, миллионер и член британского парламента сэр Генри Ченнон. В 1934 году Будэн оформил для его дома в Белгравии столовую в серебряно-голубой гамме по мотивам декора павильона Амалиенбург в замке Нимфенбург под Мюнхеном — одного из самых причудливых и изящных интерьеров в стиле рококо. Ченнон заплатил за проект баснословную по тем временам сумму 6 тысяч фунтов, что в пересчете на сегодняшние цены эквивалентно полумиллиону долларов.

История дизайна: великий интерьерный дом Maison Jansen фото [11]
Торшер «Пальма», Maison Jansen, 1970-е.

В эти же годы Будэн работал для Коко Шанель, Элси де Вульф, Рокфеллеров. Позже он был представлен супругам Кеннеди — работа над интерьерами Белого дома в 1961–1963 годы стала его последним и самым известным проектом. Cам факт, что эту работу поручили французу, вызывал бурные споры. Однако гордость американцев не пострадала: Будэн создал парадные, полные величия и торжественности неоклассические интерь­еры, но без излишней помпы.

История дизайна: великий интерьерный дом Maison Jansen фото [12]
Кушетка, Maison Jansen.

К сожалению, при Никсоне, который терпеть не мог все, что было связано с Кеннеди, интерьеры Будэна были переделаны до неузнаваемости. После отхода Будэна от дел Maison Jansen возглавил Пьер Дельбэ (1900–1974) — талантливый декоратор и реставратор, пришедший в фирму еще в начале 1930-х. Самая громкая его работа — оформление торжеств по случаю 2500-летия Персидского царства, заказанное иранским шахом в 1971 году. По слухам, проект стоил 50 млн долларов. На мебель и обивку стен временных павильонов, возникших, словно в сказке, посреди пустыни возле руин древнего Персеполя, пошло 50 километров шелка, сантехника была из каррарского мрамора, краны — из чистого золота.

История дизайна: великий интерьерный дом Maison Jansen фото [13]
Павильон, придуманный Стефаном Будэном для Элси де Вульф, известного декоратора начала XX века.

В 1980-е годы дворцовая роскошь стала совсем не в тренде, и в 1989-м ателье на рю Руаяль навсегда закрыло свои двери, сразу же став легендой. Современные коллекционеры охотятся за раритетами с клеймом Maison Jansen. Рекорд был установлен в 2003 году, когда комплект позолоченных настенных панелей и дверей времен Людовика XVI, дополненный декоративными элементами и росписями Пьера Дельбэ, был продан на Christie’s за 408 450 фунтов стерлингов.

История дизайна: великий интерьерный дом Maison Jansen фото [14]
Стулья, железо, латунь, кожа, Maison Jansen, галерея Schlicht.

Наиболее ценной сегодня считается мебель, выполненная или отреставрированная мастерами Maison Jansen для парадных залов дворцов и резиденций королевских особ. Ведь настоящая классика всегда остается в цене, несмотря на веяния моды.

История дизайна: великий интерьерный дом Maison Jansen фото [15]
Лакированный столик, Maison Jansen, 1960-е годы, в интерьере декоратора Жан-Луи Деньо.