Форма звука: интервью с дизайнером Harman Kardon (фото 0)
Александр Демин, Директор отделения индустриального дизайна Harman

ФАКТЫ

  • Александр Дёмин родился в 1983 году.
  • С 2014 года отвечает за дизайн бренда Harman Kardon.
  • С 2018-го возглавляет отделение индустриального дизайна компании Harman, созданное в 2011 году.
  • Компания Harman основана в 1980 году. В портфеле компании более 20 брендов, включая JBL, AKG, Harman/Kardon (созданный в 1953 году), Lexicon, Mark Levinson и др.
  • Продукты Harman регулярно получают премии в области технологий и дизайна, среди них IF design, Red Dot, CES innovation design award, EISA award, RedStar, Good Design award.
  • В 2019 году поставлен рекорд — 100 миллионов проданных портативных акустических систем JBL.
Форма звука: интервью с дизайнером Harman Kardon (фото 3)
Акустическая cистема Citation 500, Harman/Kardon, https://ru.harmankardon.com

ELLE DECORATION: Как началась ваша карьера?

АЛЕКСАНДР ДЁМИН: Я учился на факультете промышленного дизайна Академии Штиглица. Это творческая среда, глубокий мир, укорененный в истории искусства. Благодаря декану факультета Валерию Георгиевичу Бандорину, который отправил меня на стажировку в Германию, я познакомился и учился у специалистов промышленного дизайна мирового уровня.

Прошло время, и компания Harman пригласила меня и нескольких дизайнеров создать дизайн-департамент в Шеньчжене. Сегодня в нем уже 40 человек со всего мира, это фабрика идей — от создания продуктов и упаковки до изучения взаимодействия устройств и пользователей.

Форма звука: интервью с дизайнером Harman Kardon (фото 6)
Портативная акустическая система Onyx Studio 5, Harman/Kardon, https://ru.harmankardon.com

Сколько времени занимает создание новой системы?

Порой создание миниатюрных наушников требует больше времени, чем домашней аудиосистемы. Чем меньше объект тем сложнее задача разместить в нем компоненты так, чтобы они обеспечивали звук, условно равный стереосистеме 5.1. На каждый объект уходит от девяти месяцев до года — от поиска сценария использования до создания новой формы. Иногда больше: на Aura Studio потребовалось два года. Это был увлекательный проект переосмысления Soundsticks на современный лад. Нам нужно было разместить современный звук в корпусе, который за двадцать лет стал одним из символов бренда. Только теперь три компонента объединены в один.

«Наша задача — облечь звук в форму под стать современному интерьеру»

Кто главный в компании — дизайнер или технолог?

Зависит от продукта: в некоторых системах дизайн предопределяет облик, а задача технолога — разместить в этой форме современную начинку. Особенно это касается портативной техники. Esquire Mini должен умещаться в кармане, обеспечивая при этом не только качественный звук, но и, например, конференц-связь. Другое дело — работа над такими прорывными системами, как Lexicon SL-1, которая позволяет концентрировать или смещать звук в пространстве относительно слушателя, сужать или расширять его. И это тот случай, когда в дизайне мы следовали требованиям технологий, отдавая должное необходимости ее интеграции в пространство дома.

Форма звука: интервью с дизайнером Harman Kardon (фото 12)
Акустическая система Lexicon SL-1, Harman/Kardon, https://ru.harmankardon.com

Можно ли сказать, что вы создаете объекты для людей, которые хотят иметь нечто большее, чем идеальную колонку?

В точку! Мы ведем разработку продуктов Harman Kardon, смещая акценты от утилитарных предметов в сторону скульптурной формы арт-объектов.

В каком направлении развивается дизайн и звуковоспроизведение?

На мой взгляд, в сторону диверсификации решений задач, которые ставят пользователи. Домашняя техника (акустические системы Сitation, Onyx) идет в ногу с интерьерными трендами. Ткани Kvadrat для колонок — те же, что у диванов Vitra или Moroso. А форма становится все более скульптурной. Все зависит от сценария пользования: профессиональная акустика должна обеспечивать мощный звук, портативная — иметь компактную форму. Звукопередача на сегодня достигла совершенства с точки зрения человеческого восприятия, и наша задача облечь звук в новую форму под стать современному интерьеру.

Форма звука: интервью с дизайнером Harman Kardon (фото 17)
Модель 100 Citation, Harman Kardon,

Влияет ли ритм жизни на эту форму?

Безусловно. Путешественник берет музыку с собой. Аудиофилам нужно место и время, чтобы остановиться и провести полчаса, час или два за прослушиванием музыки. Разделить музыку с семьей и друзьями.

Форма звука: интервью с дизайнером Harman Kardon (фото 20)
Беспроводная портативная акустическая система Go + Play, Harman/Kardon, https://ru.harmankardon.com

Есть ли у вас амбиции создать предмет, который станет легендой? И возможно ли это в мире, где все стремительно меняется?

Да, и не только у меня лично, это в ДНК нашей компании. Предшественник Aura Studio — система SoundSticks, созданная в 1999 году, — находится в коллекции MoMA и выпускается до сих пор. Мы стараемся создавать предметы, которые будут служить долго — с таким расчетом мы выбираем технологии и материалы.

Форма звука: интервью с дизайнером Harman Kardon (фото 23)
Акустическая система Aura Studio 2, Harman/Kardon, https://ru.harmankardon.com

Что вам ближе — стационарная или портативная система?

Прежде всего я поклонник объектов художественной, а не утилитарной формы, когда сложная технология прячется в непривычном облике аудиосистемы. Что касается стационарных систем домашнего кинотеатра: интересна задача сделать многочисленные компоненты настолько незаметными, чтобы вы могли аккуратно вписать их в пространство комнаты без ущерба звуку. В целом моему образу жизни соответствует Harman Kardon Onyx 5 — компактная, привлекающая внимание колонка с безупречным звуком.

Форма звука: интервью с дизайнером Harman Kardon (фото 26)
Портативная акустическая система Esquire Mini 2, Harman/Kardon, https://ru.harmankardon.com

Как меняются предпочтения покупателей аудиотехники?

Безусловно, акценты смещаются в сторону переносных колонок, при этом покупатели стационарных систем становятся все более требовательными к их облику и технологиям. Но важно, что в стационарных системах всегда есть гаджет, который можно просто взять с собой.

Влияет ли дизайн на восприятие звука?

Глядя на наш объект, вы понимаете, что он не может плохо звучать. Открытые пассивные радиаторы, например, позволяют слушателю следить за рождением звука, как и система JBL Pulse 4, сопровождающая воспроизведение светом. Мы делаем звук видимым. https://ru.harmankardon.com

Форма звука: интервью с дизайнером Harman Kardon (фото 31)
Трехкомпонентная беспроводная акустическая система с подключением по Bluetooth SoundSticks Wireless, Harman/Kardon, https://ru.harmankardon.com