ФАКТЫ
- Александр Дёмин родился в 1983 году.
- С 2014 года отвечает за дизайн бренда Harman Kardon.
- С 2018-го возглавляет отделение индустриального дизайна компании Harman, созданное в 2011 году.
- Компания Harman основана в 1980 году. В портфеле компании более 20 брендов, включая JBL, AKG, Harman/Kardon (созданный в 1953 году), Lexicon, Mark Levinson и др.
- Продукты Harman регулярно получают премии в области технологий и дизайна, среди них IF design, Red Dot, CES innovation design award, EISA award, RedStar, Good Design award.
- В 2019 году поставлен рекорд — 100 миллионов проданных портативных акустических систем JBL.
ELLE DECORATION: Как началась ваша карьера?
АЛЕКСАНДР ДЁМИН: Я учился на факультете промышленного дизайна Академии Штиглица. Это творческая среда, глубокий мир, укорененный в истории искусства. Благодаря декану факультета Валерию Георгиевичу Бандорину, который отправил меня на стажировку в Германию, я познакомился и учился у специалистов промышленного дизайна мирового уровня.
Прошло время, и компания Harman пригласила меня и нескольких дизайнеров создать дизайн-департамент в Шеньчжене. Сегодня в нем уже 40 человек со всего мира, это фабрика идей — от создания продуктов и упаковки до изучения взаимодействия устройств и пользователей.
Сколько времени занимает создание новой системы?
Порой создание миниатюрных наушников требует больше времени, чем домашней аудиосистемы. Чем меньше объект тем сложнее задача разместить в нем компоненты так, чтобы они обеспечивали звук, условно равный стереосистеме 5.1. На каждый объект уходит от девяти месяцев до года — от поиска сценария использования до создания новой формы. Иногда больше: на Aura Studio потребовалось два года. Это был увлекательный проект переосмысления Soundsticks на современный лад. Нам нужно было разместить современный звук в корпусе, который за двадцать лет стал одним из символов бренда. Только теперь три компонента объединены в один.
«Наша задача — облечь звук в форму под стать современному интерьеру»
Кто главный в компании — дизайнер или технолог?
Зависит от продукта: в некоторых системах дизайн предопределяет облик, а задача технолога — разместить в этой форме современную начинку. Особенно это касается портативной техники. Esquire Mini должен умещаться в кармане, обеспечивая при этом не только качественный звук, но и, например, конференц-связь. Другое дело — работа над такими прорывными системами, как Lexicon SL-1, которая позволяет концентрировать или смещать звук в пространстве относительно слушателя, сужать или расширять его. И это тот случай, когда в дизайне мы следовали требованиям технологий, отдавая должное необходимости ее интеграции в пространство дома.
Можно ли сказать, что вы создаете объекты для людей, которые хотят иметь нечто большее, чем идеальную колонку?
В точку! Мы ведем разработку продуктов Harman Kardon, смещая акценты от утилитарных предметов в сторону скульптурной формы арт-объектов.
В каком направлении развивается дизайн и звуковоспроизведение?
На мой взгляд, в сторону диверсификации решений задач, которые ставят пользователи. Домашняя техника (акустические системы Сitation, Onyx) идет в ногу с интерьерными трендами. Ткани Kvadrat для колонок — те же, что у диванов Vitra или Moroso. А форма становится все более скульптурной. Все зависит от сценария пользования: профессиональная акустика должна обеспечивать мощный звук, портативная — иметь компактную форму. Звукопередача на сегодня достигла совершенства с точки зрения человеческого восприятия, и наша задача облечь звук в новую форму под стать современному интерьеру.
Влияет ли ритм жизни на эту форму?
Безусловно. Путешественник берет музыку с собой. Аудиофилам нужно место и время, чтобы остановиться и провести полчаса, час или два за прослушиванием музыки. Разделить музыку с семьей и друзьями.
Есть ли у вас амбиции создать предмет, который станет легендой? И возможно ли это в мире, где все стремительно меняется?
Да, и не только у меня лично, это в ДНК нашей компании. Предшественник Aura Studio — система SoundSticks, созданная в 1999 году, — находится в коллекции MoMA и выпускается до сих пор. Мы стараемся создавать предметы, которые будут служить долго — с таким расчетом мы выбираем технологии и материалы.
Что вам ближе — стационарная или портативная система?
Прежде всего я поклонник объектов художественной, а не утилитарной формы, когда сложная технология прячется в непривычном облике аудиосистемы. Что касается стационарных систем домашнего кинотеатра: интересна задача сделать многочисленные компоненты настолько незаметными, чтобы вы могли аккуратно вписать их в пространство комнаты без ущерба звуку. В целом моему образу жизни соответствует Harman Kardon Onyx 5 — компактная, привлекающая внимание колонка с безупречным звуком.
Как меняются предпочтения покупателей аудиотехники?
Безусловно, акценты смещаются в сторону переносных колонок, при этом покупатели стационарных систем становятся все более требовательными к их облику и технологиям. Но важно, что в стационарных системах всегда есть гаджет, который можно просто взять с собой.
Влияет ли дизайн на восприятие звука?
Глядя на наш объект, вы понимаете, что он не может плохо звучать. Открытые пассивные радиаторы, например, позволяют слушателю следить за рождением звука, как и система JBL Pulse 4, сопровождающая воспроизведение светом. Мы делаем звук видимым. https://ru.harmankardon.com