Феномен «Кобальтовой сетки» Императорского фарфорового завода

Так рождается легендарная «Кобальтовая сетка».

Фото

Императорский Фарфоровый Завод

Обмакнув кисть в черную краску, живописец ловким движением руки наносит на пористый фарфор тонкие линии. Далее изделие покроют глазурью и отправят в обжиг, после которого рисунок обретет насыщенно-синий оттенок. Завершающий «штрих» — нанесение золотых узоров и финальный обжиг. Так рождается знаменитая «Кобальтовая сетка» Императорского фарфорового завода.

Трудно поверить, но рисунку, с детства знакомому каждому петербуржцу, в этом году исполнилось 80 лет. Несмотря на солидный возраст, «Кобальтовая сетка» остается бестселлером завода, привлекая внимание не только взрослых покупателей, но и молодежи.

Как все начиналось…

Феномен «Кобальтовой сетки» Императорского фарфорового завода

Художник Анна Яцкевич, 1945 год. Ленинград. Архив АО «ИФЗ».

Фото

Императорский Фарфоровый Завод

Май-июнь 1944 года. Ленинград только-только оживает после окончания блокады. Буквально несколько месяцев назад на заводе (в то время — ЛФЗ) возобновила свою работу творческая лаборатория под руководством Николая Михайловича Суетина. Художник завода Анна Яцкевич экспериментирует с росписью, в том числе, кобальтовой. На пышную, дольчатую форму «Тюльпан» Серафимы Яковлевой она наносит графический кобальтовый рисунок. Пробует сначала карандашом — тот не подходит, кобальт ложится неровно. Поэтому Анна Адамовна наносит рисунок кистью.

Вот оно — рождение легендарной «Кобальтовой сетки».

Анна Яцкевич будто «подарила» этому рисунку частичку себя. Как «Кобальтовая сетка» осталась не подвержена времени, так и Анну Адамовну не сломили жизненные испытания. На протяжении двадцати лет — с 1932 года до 1952 года — художник служила в творческой лаборатории завода. Она — единственный художник, кто проработал на заводе все дни войны, оставалась на казарменном положении.

В то время на набережной у завода останавливались корабли. Их, по воспоминаниям современников, камуфлировала фарфоровыми красками Анна Яцкевич. Большая заслуга художника — в спасении заводской библиотеки. Каким-то чудом вагон с книгами, забытый в момент эвакуации, не был окончательно разграблен. Анне Адамовне удалось со временем перевезти книги на завод — на санках.

В марте 1946 года Анна Яцкевич награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

31 июля 2024 года исполнилось 120 лет со дня рождения Анны Яцкевич. Именно она — автор марки «ЛФЗ», которую целых семьдесят лет ставили на изделия завода. Вместе с другими художниками работала над вазой «Победа» к первой годовщине Великой Победы, вазой «Строители коммунизма» к 70-летию Иосифа Сталина, создала множество рисунков для сервизных коллекций. Например, сегодня один из них выходит под названием «Сетка 1950».

Феномен «Кобальтовой сетки» Императорского фарфорового завода

Сервиз «Кобальтовая сетка» на форме «Тюльпан».

Фото

Императорский Фарфоровый Завод

Что же кроется за перекрестьями «Кобальтовой сетки»? Среди ленинградцев-петербуржцев бытует такая легенда: «Кобальтовая сетка» создана под влиянием пережитого в блокадные годы. Что ее линии — это заклеенные крест-накрест окна или скрещенные лучи прожекторов. Однако самая достоверная и логичная версия заключается в переосмыслении великого наследия завода — Анна Адамовна долго изучала заводские архивы. Например, в узоре можно приметить мотивы сервиза «Собственный», появившегося за две сотни лет до «Кобальтовой сетки». Его создал для императрицы Елизаветы Петровны «отец русского фарфора» Дмитрий Виноградов.

Со временем «Кобальтовая сетка» стала мечтой миллионов. Признали ее и на государственном уровне — в 1969 году сервизу «Кобальтовая сеточка» присваивается «Государственный знак качества». За границей «Кобальтовую сетку» также высоко оценили. В 1958 в Брюсселе состоялась первая масштабная Всемирная выставка, на которой сервиз удостоили «Золотой медали».

Сегодня рисунок существует не только на своей «родной» форме «Тюльпан», а украшает более 100 видов изделий из твердого и костяного фарфора: чайных и столовых сервизах, вазах, подсвечниках, пасхальных яйцах… Неудивительно, что этот кобальтовый узор повлиял на творчество последующих поколений художников.

Феномен «Кобальтовой сетки» Императорского фарфорового завода

«Кобальтовая клетка» — «наследник» знаменитой «Кобальтовой сетки», созданный художником Галиной Шуляк. Кстати, именно она творчески «переложила» «Кобальтовую сетку» в 1990-е гг. на столовые формы и изделия из костяного фарфора.

Фото

Императорский Фарфоровый Завод

Даже спустя столько лет «Кобальтовая сетка» — мечта многих. Она приходится по душе политическим деятелям и спортсменам, космонавтам и мировым знаменитостям.

Так в чем же секрет популярности «Кобальтовой сетки»? Пожалуй, он заключается в синергии рисунка и форм, в исторической памяти и в том, что «Кобальтовая сетка» превращает каждую трапезу в маленькое торжество. Сегодня «Кобальтовая сетка» — не только «визитная карточка» Императорского фарфорового завода. Этот рисунок можно по праву назвать символом Санкт-Петербурга, который любят и уважают во всем мире.

Феномен «Кобальтовой сетки» Императорского фарфорового завода

Сегодня «Кобальтовая сетка» украшает более 100 наименований изделий Императорского фарфорового завода.

Фото

Императорский Фарфоровый Завод

Феномен «Кобальтовой сетки» Императорского фарфорового завода

Сервиз «Кобальтовая сетка» на форме «Волна».

Фото

Императорский Фарфоровый Завод

Реклама. АО «Императорский фарфоровый завод», ИНН 7811000276