ТЕКСТ: Антонио Олеари (Antonio Oleari). ИЛЛЮСТРАЦИИ: Паоло Бомбонато (Paolo Bombonato)
МАТЕРИАЛ
Ворота кожевенной фабрики все еще закрыты, но дядя и его племянник уже там: кофе в баре, зевота и решительный настрой найти то, что они ищут. Что они собираются делать? Обойти завод на рассвете сразу после открытия, еще до прихода рабочих, смотреть вокруг, вдохновляться и искать подходящую кожу. «Вот эту, например! Откуда она?»
В тот день на их вопросы отвечает Джиджи Зиджотто, управляющий небольшой кожевенной фабрики. Он говорит, что эта кожа от одной компании в Брианце, которая не знала, как ее использовать. Четыре миллиметра — слишком толстая, чтобы с ней работать. Но для Baxter это вызов: эти четыре миллиметра и карандаш Марко Милисича дают начало прототипу «Альфреда» — дивана в стиле Честерфилд, в котором МАТЕРИАЛ становится главным героем, такого яркого и в то же время комфортабельного и соблазнительного.
Но главная проблема в другом: как повторить эти уникальные кожи, которые удалось случайно найти? Ответ заключается в одной простой фразе, которая стала крылатой: «Если чего-то не хватает, просто сделай это». И вот кожевенная фабрика превращается в лабораторию алхимика: ты пробуешь, экспериментируешь, иногда ошибаешься, но берешься за дело снова. С того момента мы будем изучать потенциал материалов — от самых классических до самых инновационных, — и они станут основой исследований Baxter: идея и материя, дизайн и материал будут идти рука об руку в великом процессе созидания.
УНИКАЛЬНОСТЬ
Нью-Йорк, 1996. Диван Baxter стоит на витринах ABC. Паоло Бестетти (Paolo BEstetti) смотрит на него с гордостью, радостью и удовлетворением. Потом присматривается и вздрагивает. Кожа потрепана, диван выглядит совсем не таким, каким он был, когда покидал фабрику. Паоло обескуражен. Он заходит в магазин и бросается с извинениями к управляющему магазина: «Что случилось? Повредили во время доставки? Не волнуйтесь, мы пришлем вам новый, целый!». «Прости, что говорю тебе это, Паоло, но твои диваны выглядят гораздо лучше, когда они потрепаны, — смеется мужчина. — Когда они новенькие, их кожа слишком жесткая, она не передает эмоций. Поэтому я прошу своих ребят попрыгать на них в ботинках: раз, два, три, сто раз — пока она не размягчится. Я всего лишь ускоряю действие времени: так клиенты чувствуют себя уютно на своем диване».
Это хороший урок: время и изнашивание подобны реактивам, способным проявить качество материала. Вернувшись домой, вы снова снова возвращаетесь к работе: вам нужно состарить одну кожу, а другая уже потерлась сама. Время производства увеличивается, но это не проблема, когда вы хотите открывать новые горизонты.
Диван стареют один за другим: каждая морщинка, каждая складочка не похожа на остальные. Их объединяет одно слово, которое тоже становится целью: УНИКАЛЬНОСТЬ.
ДОВЕРИЕ
В том году на выставке в Кельне стенд Baxter отличался особой британской элегантностью, пространство, заполненное деревом и кожей. Люди проходят мимо, смотрят, улыбаются, но не заходят. Те немногие, кто все таки зашел, изумляются, услышав итальянскую речь. «Как так, — удивляются они, — Мы думали, вы англичане». Так в одночасье над названием, рожденным по приколу (навеяно комиксом и улицей в Нью-Йорке), появились слова «Сделано в Италии». И стенд наводняют посетители.
ДОВЕРИЕ — это ключевое слово. В Кельне это было доверие к итальянскому продукту, которое со временем становится доверием к продукции Baxter. Клиенты учатся доверять вкусу и стилю, которые им нравятся, они принимают проект, который выглядит не как массовый продукт. Иногда получается, что партия кожи, приходит с кожевенной фабрики другого цвета, совсем не того, как вы ждали: «Здорово, давайте не будем менять!» Когда есть доверие, есть и взаимопонимание. Когда есть взаимопонимание, даже недостатки становятся чем-то, что вы можете полюбить.
РЕШИМОСТЬ
«Если вы не считаете меня дизайнером, я просто ухожу домой!». Первая встреча с известным дизайнером Паолой Навоне (Paola Navone) в один миланский полдень начинается с забавного и немного неловкого инцидента. «Я поприветствовал Паолу и признался, что хочу с ней сотрудничать, потому что не считаю ее настоящим дизайнером», — рассказывает Паоло Бестетти. На самом деле Baxter нравится ее гениальная способность открывать новые горизонты, ее интуитивный и неординарный метод работы, в котором жесты и поступки имеют большее значение, чем холодный дизайн. Паола действительно считает, что эскизы и рисунки — не самая важная составляющая работы дизайнера, что важнее форма, которую опытные руки способны им придать. И ей нравится умение Baxter работать с кожей уникальным и редким способом, который заставляет материал оживать.
Между Паолой и Baxter царят взаимопонимание и дружба, а не разногласия. Они начинают свой совместный путь, стремясь к максимальной выразительности. Материал становится неотъемлемой и органичной частью дизайн процесса, не покоряясь ему. Мягкость и комфорт сочетаются с чистым и простым удовольствием от прикосновения к поверхностям.
Среди их первых творений «Будапешт» — диван классических форм, «уютный, как гнездышко», говорит Паола. Его сидение и спинка состоят из больших подушек с открытой строчкой. Сколько их продано? В первый год ни одного. Паола почти готова сдаться, но Луиджи и Паоло вкладывают в эту работу всю свою РЕШИМОСТЬ. Неслучайно итальянское слово determinazione («решимость») практически рифмуется с collezione («коллекция»): на следующий год они снова предлагают эту коллекцию, лишь изменив цвета. И бинго! Вот она магия! Это начало долгого успеха.
МЕТАМОРФОЗЫ
Австрийские клиенты знали точно, что они хотят видеть в гостиной в своем новом доме в Тоскане: «Что угодно, лишь бы не кожаную мебель! В остальном мы вам доверяем». Паола Навоне об этом прекрасно помнит и предлагает разные решения. И она страшно удивляется, когда ей звонят и говорят, что клиенты внезапно купили ее диваны для Baxter. «Но как же так? Я думала, вы не любите кожу!» «Когда мы увидели его на витрине, мы подумали, что это похоже на что угодно, только не на кожу, — прозвучал ответ. — Мы узнали об этом, лишь в магазине, но к тому времени уже влюбились в этот диван».
Этот небольшой любопытный эпизод является очень важным свидетельством достигнутой цели: полной МЕТАМОРФОЗЫ. Такая форма — мягкая и изящная, легкая и естественная, — как если бы кожа перестала быть кожей. Она напоминает мягкую, приятную на ощупь ткань, которая способна подстраиваться под разные формы и дарить вам абсолютное новые тактильные ощущения.
Переломный момент очевиден: новые клиенты присоединяются к старым, лояльным бренды, покоренные этим новым эстетическим подходом. Baxter все больше и больше двигается к дизайну и экспериментам, делая это непрерывное «сбрасывание кожи» частью своей ДНК.
ДУША
В Кракове нужно оформить целый магазин, но консультант исчезает за двадцать дней до дедлайна. Что же делать? Известный журнал Elle Decor Italia только что выпустил статью об очаровательной паре художников. Она сербка и пришла в дизайн из мира тканей: дает жизнь новым стульям и креслам, придавая им винтажный look. Он — немецкий художник. Вместе они открыли мастерскую, и по фотографиям можно подумать, что она в… Нью-Йорке. Но на самом деле студия находится на Комо, всего в нескольких шагах от дома Паоло Бестетти. Один телефонный звонок и встреча — и Baxter нашел не только решение краковской проблемы, но и тех, вместе с кем они откроют новый этап своей истории.
Интерпретировать материал, рисовать его, быть с ним жестким и одновременно любить… В случае с Baxter все это можно свести к одному итальянскому слову dragare («драгировать», «рыть, копать», «прочесывать»), которое также перекликается с именем дизайнера — Драги Обрадович (Draga Obradovic). С самой первой встречи Драга и ее напарник Аурел К. Баседов (Aurel K. Basedow) заставили всех привыкнуть к их экстравагантным объектам с «привкусом» ретро, оригинальным и, главное, уникальным, которые выходят далеко за рамки классической концепции коллекции. «Голые» кресла Deshabillé, набивная кожа, кофейные столики Table-au и глубокое изучение текстур отлично вписываются с миром Baxter. «Миром, который дал мне возможность выражать себя и действовать с максимальной свободой», — говорит Драга.
Это переход от обычной компании-производителя к компании, которая обладает настоящей ДУШОЙ, с новыми объектами, способными обогатить ее. Вместе с ними меняется и сам способ восприятия дизайна. Процесс включает в себя не только рисунки, но также много видов новых материалов. Камни, смолы, стекло и сталь: дизайн продолжается на производстве и становится отчасти чем-то физическим, тесно связанным с материалом, которому вы хотите придать форму.
У души Baxter появилось много граней, она не привязана к какому-то одному имени. Со временем коллаборации охватили и мир искусства. Собственное производство, новые умения, связь с галереями… Каждый отдельный талант — это деталь грандиозной мозаики красоты и креативности.
ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ
В этом случае одно слово «опыт» может сбить с толку. Потому что ясно, что опыта у Baxter предостаточно. Смысл лучше передает словосочетание ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, иными словами возможность испытать, прожить опыт.
От самых ранних диванов до целого мира кроватей, кресел, стульев, столов, зеркал, светильников и бесконечного множества других предметов мебели и декора — здесь есть все необходимое для создания целой вселенной. Вселенной, в которую посетители могут погрузиться с головой, активного и динамичного мира, в котором люди встречаются и узнают друг друга, пока знакомятся с Baxter, в местах, которые, возможно, забыты, но в то же время имеют свою интересную историю и очарование. Это интуитивное желание привело к созданию первого Baxter Garage в Риме в 2007 году и затем Baxter Cinema в Милане в 2015.
Прожекторы и биллборды освещают улицу Ларго Аугусто в Милане. Здесь стоит старый добрый кинотеатр President, ставший магазином, который, в свою очередь, становится площадкой для проведения мероприятий и встреч: от презентаций мебели до кинопоказов, от книжных новинок до напитков в баре. Это не просто красивая «оболочка» для демонстрации товаров, а узнаваемое, гостеприимное пространство, которое позволяет Baxter открыть себя для других, близких по духу, брендов, желающих проводить совместные инициативы.
А что насчет будущего? «У нас хватает идей, чтобы привести наших клиентов к самой сути нашей философии, дать им возможность испытать и „прожить“ наши продукты в полном объеме», — говорят Луиджи и Паоло Бестетти. Мечтать о чем-то большем — в этом компания Baxter всегда была сильна.
Люди
Встреча опыта со страстью, бизнеса с желанием не следовать правилам рынка любой ценой, форм с материалами… История Baxter — это история встреч, встреч идей, но, в первую очередь, ЛЮДЕЙ. Начиная с этих двух — главных героев, с которых все началось.
Январь 1990 года. Юноша возвращается из армии и принимает весьма неформальное предложение своего дяди поехать с ним в Париж: на выставке впервые будет показываться новый диван марки Baxter. Дядя хочет, чтобы племянник занялся установкой стенда, его сборкой и демонтажем. Но в первый же день молодой человек появляется одетым с иголочки. Привыкший продавать мебель в компании своего отца Паоло Бестетти уверен, что он может быть полезен в этом. Вернувшись домой, Луиджи Бестетти принимает его в свою команду: он предлагает племяннику работать в Baxter и перейти от продаж к производству, превратить то, что было всего лишь бизнес-идеей в компанию, способную удивлять и подавать себя.
Заставлять каждого чувствовать себя на своем месте, выражать подлинные мысли, творить естественно и со вкусом, растить талант отдельных людей и синергию всего целого — эти простые цели позволяют Baxter даже сегодня объединять мастеров-кожевников, дизайнеров и разработчиков, но также рабочих, менеджеров и директоров.
Их больше сотни. И независимо от своей квалификации и умений, они чувствуют себя членами большой и не совсем обычной семьи.