«Актуальное искусство говорит на том же языке, что и мы»: интервью с Маргаритой Пушкиной (фото 0)
Маргарита Пушкина и работы Анны Желудь из серии «Букет».
Фото
алексей дунаев

ELLE DECORATION Если представить развитие вашей страсти к искусству в виде таймлайна, какие основные точки вы бы отметили?

МАРГАРИТА ПУШКИНА Я не училась в художественной школе (окончила музыкальную), но в детстве очень хорошо рисовала. Учитель всегда хвалил мои достижения и всячески поощрял движение в эту сторону. И хотя позже, когда я всерьез занялась искусством, я никогда не связывала это со своими детскими увлечениями, выяснилось, что интерес к нему практически не пропадал. Я даже как-то случайно обнаружила тому подтверждение: в 2006-м заехала после ярмарки Art Basel к родственникам и нашла свои детские тетради-«коллекции», куда я вклеивала репродукции картин из советских журналов. Добросовестно сортировала и подписывала фломастером. Альбомов по искусству в то время было не купить, тотальный дефицит. Да и мама всегда вспоминает случай, когда взяла меня-четвероклассницу в командировку в Ленинград, и именно я тащила ее в Эрмитаж в заснеженном городе. Так что, вероятно, все увлечения родом из детства.

«Актуальное искусство говорит на том же языке, что и мы. Оно не похоже на то, каким было в прошлых веках»

Если говорить о любви к актуальному искусству, то это началось со знакомства с Леной Селиной и галереей XL. Я оказалась там, когда решила что-то повесить на стены в доме. Мы много встречались, разговаривали. В то время я была управляющим директором банка «КИТ-Финанс», где в качестве «общественной нагрузки» начала собирать корпоративную коллекцию. Помню, сказала директору: «WOW!». А потом подумала: «А как ее собирать?» (смеется). И отправилась к Селиной — совещаться, придумывать концепцию… Грустный, но впечатляющий финал истории одной из первых в России корпоративных коллекций современного искусства известен — после закрытия банка она с успехом была полностью продана на торгах Phillips в Лондоне. Ну а через несколько лет уже началась история Cosmoscow.

Актуальное искусство и мы: интервью с Маргаритой Пушкиной (фото 4)
Алексей Булдаков (род. 1980). «Файлы», 2012. Дерево, картон, смешанная техника. © XL Галерея
Фото
© XL Галерея

В сознательном возрасте к искусству шла через дружбу с архитектурой — мы с мужем задумались о строительстве дома. И я начала тщательно изучать вопрос: как это — построить дом? В это время я познакомилась с архитектором Михаилом Филипповым, поехала на Венецианскую биеннале 1999 года — это, кстати, была моя первая поездка туда. Там познакомилась со многими замечательными архитекторами и художниками, а также с архитектурным критиком Гришей Ревзиным, с которым у нас потом сложился альянс — журнал «Проект Классика», выходивший десять лет. Журнал был об архитектуре с точки зрения эстетики. Тогда модернисты не были столь дружны с классиками, ревновали друг к другу, и Ревзин рассказывал в журнале о том, как современная архитектура воспроизводит элементы исторической. И после этого я решила учиться на искусствоведа, сначала в Петербурге, а потом в МГУ.

Актуальное искусство и мы: интервью с Маргаритой Пушкиной (фото 6)
Дом основателя арт-ярмарки Cosmoscow Маргариты Пушкиной. Проект архитектора Ланы Гриневой. Скульптура «Летчица с пропеллером», Стефон Балкенхолл, 2006 год.

Ваше личное собрание появилось с постройкой дома и развивалось во время работы в банке. Тогда, в начале коллекционерского пути, были ошибки, которые вы бы отметили, уже став профессионалом?

Если совсем точно, собирать коллекцию я стала еще раньше — тогда интересовало более «взрослое» искусство, потом нонконформизм, от которого я пришла уже к актуальному. И, если честно, ни о чем не жалею. В коллекции нет ничего случайного. Сейчас я как раз решила навести порядок, переосмыслить и пришла к заключению, что все было вполне логично.

Да, логичная цепочка и ключ к пониманию современного искусства.

Актуальное искусство и мы: интервью с Маргаритой Пушкиной (фото 9)
Фото
АЛЕКСЕЙ ДУНАЕВ

В СССР, в отличие от остального мира, нельзя было увидеть эволюцию искусства XX века, не было информации и музеев. Поэтому любому русскому гораздо сложнее воспринимать современное искусство. И нужно искать пути, те самые лакуны заполнять. Для этого, конечно, нужно быть любопытным, широких взглядов. Понимать, что актуальное искусство говорит на том же языке, что и ты, и не может быть похоже на то, что происходило в прошлых веках. Лично мне переступать эти рубежи помогло изучение истории искусства в университете. Это дало основу и уверенность. У современного искусства любого периода были свои концептуальные задачи и процессы, которые на него влияли, ничего случайно не происходило — об этом люди в большинстве своем не задумываются. Вот, например, все знают Ренессанс, музейное искусство и относятся к нему с пиететом. Но мало кто может сказать, что лежало в его основе, какие новаторские вещи были придуманы художниками того времени, что это искусство выделяет из общей канвы.

Актуальное искусство и мы: интервью с Маргаритой Пушкиной (фото 11)
Сальвадор Дали (1904–1989). Антропоморфный кабинет, 1973. Скульптура, бронза. Тираж: 242/330. © Altmans Gallery.
Фото
© Altmans Gallery

Как менялся ваш личный выбор в актуальном искусстве?

Он, безусловно, эволюционировал, в том числе в процессе собирания банковской коллекции — в те годы я много ездила по мировым ярмаркам, музеям и галереям. Понятно, что много интересных авторов открывала для себя, и, если меня спросят, кто ваш любимый художник, то ответить не смогу. Вначале это были Рогинский, Краснопевцев, Игорь Кислицын; потом Файбисович, Кошляков, Мамышев-Монро, Кулик, Пепперштейн и многие другие наши теперь уже классики. Дальше — западные авторы, включая, например, Эвана Пенни и Трейси Эмин. В последние годы моя коллекция естественным образом развивалась за счет молодых российских художников, с которыми сотрудничает ярмарка и наш фонд поддержки современного искусства Cosmoscow. Но что хочу отметить: одни из первых работ, которые я для себя покупала, по-прежнему являются актуальными и даже подросли в цене.

Актуальное искусство и мы: интервью с Маргаритой Пушкиной (фото 13)
Ростислав Лебедев (род. 1946). «Будущие летчики», 2008. Шелкография 50 х 59,5 см Тираж: 30. © Галерея JART.
Фото
© Галерея JART

Как семья реагировала на ваши увлечения?

Я бы не была там, где я сейчас, без поддержки мужа и семьи. Когда я однажды прикинула, сколько мы потратили на собственную коллекцию, то поняла, что муж Сергей настолько мне доверял, что никогда ни в чем не ограничивал. Сам инициативы что-то купить, впрочем, не проявляет, но искусством в коллекции интересуется. То же самое с ярмаркой — понятно, что это большая и недешевая история. И не было никаких гарантий, что я делаю правильный выбор. Но он поверил и помог. Возможно, потому, что я всегда стараюсь найти верные аргументы. Сын тоже интересуется моей деятельностью. Сейчас ему 14, и он уже ориентируется в искусстве.

Актуальное искусство и мы: интервью с Маргаритой Пушкиной (фото 15)
Шейла Мецнер (род. 1939). «Любовь в Риме», 1986 (год печати: 2019). Тираж: 10/15 © Галерея имени братьев Люмьер
Фото
© Галерея имени братьев Люмьер

Долгое время вы были клиентом галерей, но с открытием ярмарки перешли на другую сторону арт-рынка...

Это довольно непростая история. Одно дело, когда ты коллекционер, и тебя готовы на руках носить. А тут галеристы становятся твоими коллегами и даже клиентами. Я в это «путешествие» пустилась с нужным багажом знаний и уверенностью во многих важных вещах. Ярмарка — это бизнес, ты становишься арт-менеджером и должен понимать каждую деталь процесса, иметь собственную точку зрения. К счастью, период становления мы уже прошли. И я снова могу больше времени посвятить тому, что интересует и вдохновляет, больше общаться с художниками и галеристами, кураторами и арт-критиками. www.cosmoscow.com

В материале использованы работы, которые будут представлены на выставке Cosmoscow 2019 6–8 сентября

Актуальное искусство и мы: интервью с Маргаритой Пушкиной (фото 18)
Арт-ярмарка Cosmoscow 2018.