Сначала знаменитая фабрика, чье имя со временем стало едва ли не синонимом слова «хрусталь», называлась «Святая Анна» (первым владельцем был местный епископ), и делали здесь исключительно стекло. Производство хрусталя началось лишь в 1816 году, когда фабрику купил негоциант Эме-Габриэль Д’Артиг, у которого уже была хрустальная мануфактура в Бельгии. Успех был молниеносным: уже в 1823 году хрустальные бокалы от Baccarat появились на столе короля Франции Людовика XVIII. Тем временем мастера фабрики готовили сенсацию: в 1827 году они первыми во Франции изготовили хрустальную люстру. В 1839-м парижане ходили в магазин Baccarat любоваться на еще одно новшество — цветной хрусталь. А вскоре компания выпустила свой бестселлер — бокалы, ныне известные под названием Harcourt. К ним сразу же добавились декантеры, рюмки, фужеры и вазы для фруктов с тем же декором. Сервиз понравился самому Наполеону III. Среди поклонников коллекции в разное время были понтифики, арабские шейхи, короли и президенты. У Harcourt появилось множество вариаций: в цвете, с серебром и позолотой, черная версия Darkside от Филиппа Старка.
С 1851 года в столицах Европы начинают проходить Всемирные выставки. Руководство фабрики сразу поняло, что это лучший способ заявить о себе. Уже на второй выставке в Париже Baccarat экспонирует пятиметровые канделябры и люстру на 140 свечей. Эмиссары фабрики колесили по всему свету, от Мексики до Японии, соблазняя местную знать хрустальными «чудесами света». Во дворце турецкого султана Абдул-Меджида I — Долмабахче — появилась лестница с самой длинной в мире хрустальной балюстрадой, а для выполнения заказов Российского Императорского Дома фабрике пришлось даже запустить особую «русскую» печь. «Царский» сервиз, выполненный для Зимнего дворца, стал ярким образцом стиля ар-нуво.
В начале ХХ века парфюмер Франсуа Коти придумал новую концепцию продажи духов: создавать для каждого аромата свой флакон. Baccarat сразу включается в работу и уже в 1907 году ежедневно выпускает по 4 тысячи различных флаконов для парфюмерных Домов Coty, Guerlain, Houbigant, Bourgeois. В 1916 году на фабрику пришел знаменитый дизайнер Жорж Шевалье. Он убедил руководство отказаться от идеи придерживаться только старинных, классических образцов. Благодаря Шевалье Baccarat выпустила множество великолепных образцов хрусталя в стиле ар-деко.
В начале 1990-х Baccarat снова обращается к принципам Жоржа Шевалье и начинает сотрудничать с именитыми современными дизайнерами. В 1994 году Андре Путман создает коллекцию светильников Pampilles. Тогда же Baccarat запускает линию бижутерии, в которой с собственными коллекциями отметились модные ювелиры. Арик Леви разработал для фабрики линию Torch — авторские импровизации на тему классических настольных ламп и бра, а также коллекцию Intangible — вазы и подсвечники с абстрактными рельефами и гравировками. Кензо Такада сделал минималистскую коллекцию Lumière d’Asie (бестселлером стала хрустальная фигурка Будды). Но самым сенсационным оказалось сотрудничество с Филиппом Старком — ведь благодаря ему о Baccarat заговорили все, и не только поклонники дорогого хрусталя, а в Париже по адресу площадь Соединенных Штатов, 11, появилась новая достопримечательность, сразу вошедшая в путеводители: Maison Baccarat. В особняке, некогда принадлежавшем легендарной парижской меценатке виконтессе Мари-Лор де Ноайль, теперь открылись бутик, музей и ресторан «Хрустальная комната», интерьеры которых Старк оформил в свойственной ему необарочной манере. В основе — идея «бриллианта, найденного в пепле» и предметы, позже вошедшие в авторскую коллекцию Старка Darkside. Мегапопулярной стала черная хрустальная люстра Zénith. В 2008 году Старк оформил для марки подобный интерьер в Москве — российский Maison Baccarat разместился в здании старинной аптеки Феррейна на Никольской. Этой осенью, в год своего юбилея, Baccarat устраивает большую ретроспективную выставку, где будут собраны все культовые объекты, созданные за 250 лет существования бренда. Она пройдет в парижском Пти-Пале* с 15 октября по 4 января. Не пропустите — зрелище будет незабываемое! Адреса и телефоны на страницах 246–248.