Владислав Кирпичев
Фото
Евгений Кулибаба

В центре Москвы есть уникальное место — Экспериментальная детская архитектурная студия, сокращенно ЭДАС. Сюда к Владиславу Кирпичеву ходят дети. Описываю, как это выглядит. Дети приходят, вежливо здороваются, тихо заполняют какие-то графики и, не дожидаясь начала урока, садятся работать. Что это? Строжайший контроль? Вряд ли. Всей своей биографией Кирпичев показывает, что он сам не из тех, кто привык следовать правилам и «слушаться старших». А значит, и других заставлять не будет.

«Мы создаем условия, в которых ребенка не надо принуждать работать. Он вовлекается в творческий процесс, начинает думать, — рассказывает Владислав. — Конечно, не все так просто. Я сразу сообщаю родителям: «Вы пришли в ужасное место!» Образование — это вообще издевательство над человеком. Результат достигается только тяжким трудом и сильным давлением. Другой вопрос, что оказывать его можно по-разному». На каждой готовой работе стоит штамп с именем автора, подсчетом потраченного на ее изготовление времени и двумя оценками. Первую ученик ставит себе сам, вторую — учитель. Самооценка и постоянный контроль своего времени, по мнению Кирпичева, — важнейшие моменты обучения.

«Горизонтальная конструкция», 1990 год, Аня Венедиктова, 14 лет.
«Горизонтальная конструкция», 1990 год, Аня Венедиктова, 14 лет.
Фото
Евгений Кулибаба

Факты

«Не-маска», 2011 год, Милана Гейченко, 6 лет.
«Не-маска», 2011 год, Милана Гейченко, 6 лет.
Фото
Евгений Кулибаба
Процесс обучения. Владислав Кирпичев и Соня Стенина, 7 лет.
Процесс обучения. Владислав Кирпичев и Соня Стенина, 7 лет.
Фото
Евгений Кулибаба

«Я всегда говорю: если ребенок спрашивает, чем ему заняться, — это не мой ученик либо кто-то из новеньких». Это своего рода Хогвартс, «школа чародейства и волшебства», попадая в которую дети начинают творить что-то невероятное. Копируют сложнейшие гравюры старых мастеров, рисуют свои, пишут эссе, чертят фасады, клеят коллажи, сооружают мосты и башни. Материалами служат цветной картон, сахарные кубики да и вообще все, что душе угодно. При этом работы учеников возраста от трех до девяти лет ничем не отличаются от проектов студентов начальных курсов архитектурных вузов, причем не только нашей страны.

Детские работы, созданные в рамках программы «Алфавит 3D», 2011 год.
Детские работы, созданные в рамках программы «Алфавит 3D», 2011 год.
Фото
Евгений Кулибаба

«Недавно мы с детьми ездили в Италию изучать виллы Палладио, — продолжает Владислав. — На каждую постройку я выделял им один день. Вот их зарисовки». На столе возникает толстенная папка с детальным архитектурным анализом, подкрепленным точными иллюстрациями и умными текстами. Как? Ну вот как Кирпичев добивается таких результатов? «Никаких специальных научных методик я не использую, — уклончиво отвечает он. — Я просто общаюсь с детьми на равных. Провоцирую их. В поддавки играю. Вру. Лапшу на уши вешаю. Все, что угодно».

Иногда роль преподавателей берут на себя старшие ученики — это одна из традиций ЭДАСа. Мелания Липская, 3 года, и Саша Денисенко.
Иногда роль преподавателей берут на себя старшие ученики — это одна из традиций ЭДАСа. Мелания Липская, 3 года, и Саша Денисенко.
Фото
Евгений Кулибаба
Проект Softspace, 2012 год.
Проект Softspace, 2012 год.
Фото
Евгений Кулибаба

Специального педагогического образования у архитектора Кирпичева нет. Талант учителя он унаследовал от своего отца — прекрасного педагога. Воспользоваться им довелось по чистой случайности. Тридцать шесть лет назад выпускник МАРХИ, победитель международных конкурсов, поступил работать в одну проектную организацию. Очень скоро молодой специалист разошелся во взглядах со своим руководителем и был отстранен от проекта. «Так как уволить они меня не могли, то я... объявил забастовку, — вспоминает Владислав. — И вот пришел ко мне как-то приятель и говорит: «Есть подшефная ДЭЗ, и там надо что-то делать». Я замахал руками: «Не-не-не! С детьми работать я не буду!» Приятель уговорил зайти посмотреть помещение. А там мастерская потрясающая, с эркером. Так все и началось.

Фрагмент интерьера студии ЭДАС, 2013 год.
Фрагмент интерьера студии ЭДАС, 2013 год.
Фото
Евгений Кулибаба

Набрали пять детей со двора, и понеслось. Работа, выставки, публикации, телевидение со всего мира приезжало, туристы американские группами заходили. Мы у них стояли вторым пунктом после посещения Кремля. Когда детей стало 150, нас разогнали...» Этот период в студии вспоминать не любят. В 1997 году ЭДАС в одночасье лишилась здания, а вместе с ним и уникального архива, который был практически уничтожен. Сохранилась лишь та его часть, которая на тот момент находилась на выставке в Германии. Тогда семья Кирпичевых приняла решение о переезде во Франкфурт, куда архитекторов Владислава и его жену Людмилу пригласили работать.

Интерьер студии ЭДАС, 2013 год.
Интерьер студии ЭДАС, 2013 год.
Фото
Евгений Кулибаба
«Красная башня», 1995 год, Егор Кирпичев, 9 лет.
«Красная башня», 1995 год, Егор Кирпичев, 9 лет.
Фото
Евгений Кулибаба

Возрождение ЭДАСа произошло в 2003 году. С этих пор студия живет на полном самообеспечении. Изменилась не только коммерческая ситуация, но и программа обучения. «Современные дети привыкли жить на другой скорости, чем их ровесники десять или двадцать лет назад, — объясняет Владислав. — Некоторые трудоемкие работы, которые мы делали в 1980-х, сейчас повторить невозможно. Время очень быстрое, информация захлестывает. У детей не хватает терпения, у них кровь уже по-другому двигаться начала. Это не только у нас, во всем мире происходит. Но мы приучаем их к кропотливой ручной работе — это очень полезно для мозгов».

«Башня, которую делает ветер», 1989 год, Катя Крюченкова, 9 лет.
«Башня, которую делает ветер», 1989 год, Катя Крюченкова, 9 лет.
Фото
Евгений Кулибаба

Сейчас в студии около 800 учебных программ. Названия некоторых из них: «Алфавит», «Летательные аппараты» — понятны. Другие: «Как правильно бежать к кормушке», «Как правильно наврать» — вызывают недоумение. «А как же? — удивляется Владислав. — Дети должны уметь защищать себя и свою работу. Понимать, как локти должны быть расставлены, как пихаться, как пролезть. Иначе, несмотря на всю свою гениальность, останутся голодными. Возьмем простой пример. Мы пришли на выставку Ле Корбюзье в Пушкинском, я начал рассказывать детям, на что стоит обратить внимание и почему. В зале мгновенно возникла вооруженная охранница и указала нам на дверь. Дело в том, что по закону никто, кроме сотрудника музея, не имеет права проводить экскурсии. В следующий раз я сказал смотрительнице, что иду в музей с внуками. Дети подтвердили. И от нас отстали».

«Башня-текст», 2006 год, Андрей Рыков, 6 лет.
«Башня-текст», 2006 год, Андрей Рыков, 6 лет.
Фото
Евгений Кулибаба

Из стен студии вышло немало известных архитекторов. «Писателей, экономистов, фотографов, — подхватывает Кирпичев. — У меня нет цели вырастить архитекторов, есть цель расширить сознание. Я учу детей мыслить, видеть, работать. Просто я считаю, что есть только две профессии, воспитывающие структурное мышление, — это кино и архитектура». Кстати, заняться ими никогда не поздно. Приятная новость! С недавних пор ЭДАС отменила возрастные ограничения при приеме учеников. Сейчас сюда может прийти любой желающий в возрасте от трех до 74 лет.

Школа-студия ЭДАС, т. (495) 624 6045, Сретенский бул., 6/1, офис 55, www.edas-moscow. com, Facebook: (запрещенная в России экстремистская организация) EDAS Kirpichev School Studio.