Шигеру Бан: архитектура из бумаги (фото 0)
Фото
Shigeru Ban Architects Europe

5 августа 1957 года родился Шигеру Бан (Shigeru Ban), лауреат Притцкеровской премии 2014 года. Архитектор, сделавший из картонной трубы идеальный строительный материал и превративший его в символ безопасной и экологичной архитектуры.

Учеба в США и практика у Арата Исодзаки (Arata Isozaki) помогли ему обрести свой стиль, сочетающий функциональность японской традиционной архитектуры и западное стремление к инновациям. «Однажды я долго смотрел на рулон офисной бумаги, который лежал у меня перед глазами. И внезапно понял, что картонная трубка — идеальный строительный материал, достаточно прочный и легкий одновременно. И его можно при необходимости без проблем утилизировать, что было важным для моих экспериментов», — рассказывает Шигеру Бан.

Модульность, быстрота сборки, использования и последующей утилизации — основные критерии исследования этого выдающегося архитектора. За несколько десятилетий практики ему удалось разработать совершенно новый тип постройки — и неважно, для кого он ее создает, для беженца или миллионера. «Благодарный взгляд у всех одинаков, независимо от достатка», — утверждает архитектор. Многие благотворительные проекты Шигеру Бана созданы при поддержке ведущих люксовых корпораций — к примеру, Louis Vuitton Moet Hennessy Group.

Представляем 10 знаковых проектов великого японца, сумевшего добиться того, чтобы даже оставшиеся без крова люди в его бумажных и деревянных конструкциях чувствовали себя уютно и безопасно, топовые бренды мечтали о том, чтоб он изобрел для них что-нибудь весьма эффектное, а музеи современного искусства выстраивались в очередь за проектом нового павильона.

Curtain Wall House, Токио, 1995

Знаменитый «Дом с занавесками» в Токио стал чем-то вроде манифеста архитектора и его заявкой на то, что с любыми традициями и канонами он будет работать на свой лад. Однако, как утверждает Бан, ему страшно повезло — у него и владельца дома, известного фотографа, полностью совпали представления о том, как должно быть оформлено открытое пространство. Они оба стремились к максимальной прозрачности и исчезновению границ между улицей и домом. Архитектору удалось переосмыслить типичную тканевую перегородку в японском доме и сделать из нее мощное выразительное средство. Разумеется, в холодное время года шторы дублируются по всему периметру стеклянными дверями и защищают дом от морозов и посторонних взглядов.

Шигеру Бан (фото 4)
Фото
Hiroyuki Hirai

Временные дома и убежища для пострадавших от стихийных бедствий, 1995-2018

Шигеру Бана особенно интересуют конструкции, которые можно возвести быстро, используя при этом минимальный бюджет и подручные материалы (по возможности, повторно — к примеру, бутылки, заполненные песком). В этом он видит свою социальную ответственность как архитектор. Вместе с тем он заботится о психологическом комфорте пострадавших. «Люди, которые после землетрясения жили в домах из бумажных опор, чувствовали себя в безопасности — они еще хорошо помнили, как рушились их дома из кирпича и бетона, а бумага психологически не вызывает опасений».

Шигеру Бан (фото 7)
Фото
Shigeru Ban Architects

Архитектор и его команда помогали восстанавливать жизнь после землетрясений и наводнений в Японии, Италии, Турции, Индии, Эквадоре, Кении, Непале, на Филиппинах и Шри-Ланке. Он постоянно совершенствует свою систему и надеется найти оптимальное решение для помощи жертвам стихийных бедствий.

К примеру, хижины на Филиппинах (2014) по сравнению с хижинами в Кобе, Турции и Индии, были построены по усовершенствованной системе: архитектор улучшил систему перегородок и опор из бумажных трубок (Paper Partition System), что позволило значительно сократить время постройки и сделать сооружения более легкими в сборке. Они настолько просты, что их легко возведут и не профессионалы. Отметим, что фундаментом служат картонные коробки.

Именно Шигеру Бан получил в 2017 году Мемориальную премию Матери Терезы за социальную справедливость в архитектуре.

Шигеру Бан (фото 9)
Фото
Shigeru Ban Architects

Павильон Японии на EXPO 2000, Ганновер

В мире о Шигеру Бане заговорили после Expo 2000 в Ганновере, где он построил павильон Японии. Само согласование и строительство этого павильона — тема отдельной статьи. Из-за требований пожарной безопасности немецкая сторона никак не соглашалась с картонными трубками, из которых должна была быть выполнена вся конструкция. В итоге первоначальный план размером с футбольное поле был сильно сокращен, трубки пришлось покрыть пленкой ПВХ, строительство затянулось на месяцы. Однако в итоге впечатление от этой волнообразной арки было настолько сильным, что многие ее называли лучшим павильоном выставки.

Шигеру Бан (фото 12)
Фото
Hiroyuki Hirai

Музей современного искусства в Меце, филиал парижского центра Помпиду, 2010

Шигеру Бан (фото 14)
Фото
laurent Dequick

Это крупнейший по размерам выставочных площадей музей Франции за пределами Парижа. Примечательна история создания крыши этого здания: Шигеру гулял однажды по рынку, светило солнце, и он купил китайскую бамбуковую шляпу, чтобы спастись от жары. Когда он ее снял, то понял, что держит в руках решение для крыши музея. И архитектор повторил эту форму. Крыша выполнена из дерева и покрыта мембраной из тефлона и стекловолокна. Высокотехнологические решения японский мастер ценит не меньше, чем бумагу.

Шигеру Бан (фото 16)
Фото
Dirk Verwoerd

10 Unit System для Artek, 2009

Говорят, что самые страстные почитатели финского дизайна — именно японцы. Не случайно именно Шигеру Бан создал для культовой марки Artek модульную систему 10 Unit System — стулья, столы и разнообразные объекты из переработанного пластика и бумаги, материала производства UPM Finland. С этим материалом Шигеру Бан уже работал в 2007 году, из него был сделан павильон Artek во время Миланской недели дизайна.

Шигеру Бан (фото 19)
Фото
Aino Huovio

Временный павильон Центра Современного Искусства «Гараж», Москва, 2012

Шигеру Бан (фото 21)
Фото
Didier Boy de la Tour

Для Москвы временный павильон музея «Гараж» в Парке культуры (уже разобранный) — знаковое сооружение. Он тоже был сделан из бумажных колонн — впрочем, по строительным нормативам нашей страны пришлось все равно предварительно возводить металлический каркас. Тем не менее трубы высотой шесть метров несколько лет обрамляли лучшие проекты современного искусства и были свидетелями самых горячих интеллектуальных споров.

Шигеру Бан (фото 23)
Фото
Didier Boy de la Tour

Module H для Hermes Maison, 2012

Шигеру Бан (фото 25)
Фото
Gregoire Alexandr

Модульная система Module H, созданная для Hermes Maison, предусматривает возможность использовать для настенных панелей и ткань, и кожу. Алюминиевая сетка, к которой крепятся панели, перфорирована в виде буквы «H» (Hermes), и ее, разумеется, можно использовать как самостоятельную перегородку — она изумительно красива.

Шигеру Бан (фото 27)
Фото
Santi Caleca

Картонная церковь в Новой Зеландии, 2013

Шигеру Бан знает: людям, пережившим стихийное бедствие, срочно нужна реабилитация и физическая, и психологическая. Душа лечится красотой, поэтому даже во временной конструкции должны быть гармония и удобство. Поэтому архитектор стремился сделать свои временные сооружения такими утонченными — и самый выразительный пример, пожалуй, церковь в Новой Зеландии, возведенная на месте храма, разрушенного землетрясением. Старый храм был символом города — и архитектор постарался создать здание, напоминающее высотой и формой предыдущую постройку. Для храма была специально создана и мебель. Основной материал, как водится, картонные трубы. Теперь в новой церкви проводятся службы, празднества и концерты.

Шигеру Бан (фото 30)
Фото
Stephen Goodenough

Дом с террасами в Ванкувере, 2017

Шигеру Бан (фото 32)
Фото
SHIGERU BAN ARCHITECTS

Пока что это, как утверждают создатели, самый высокий в мире деревянный дом смешанного типа. Конструкция скомбинирована с металлом и другими материалами, однако дерево — основа, высота дома около 71 метра. Большинство пространств — открытого типа, интерьеры легкие и открытые, в отделке также применялось дерево.

+1


Центр Всемирного наследия Фудзи в японской префектуре Сидзуока, 2017

Шигеру Бан (фото 36)
Фото
Hiroyuki Hirai

Прекрасный Fuji World Heritage Center, посвященный самому красивому спящему вулкану планеты, представляет из себя перевернутый силуэт горы Фудзи. «Бессмысленно на фоне Фудзи выстраивать еще одну архитектурную гору, но поменьше — гораздо эффектнее сделать так, чтобы она отражалась в воде». Путь на верхний уровень центра (всего их пять), где расположилось панорамное окно с видом на Фудзи, лежит через пологую винтовую конструкцию. С каждого уровня открывается новый вид. Таким образом предполагается, что каждый посетитель совершит символический подъем на гору и насладиться чудесным видом. Примечательно, что вода в бассейне около центра берется из источников Фудзи, ее же используют для системы кондиционирования здания.

Шигеру Бан (фото 38)
Фото
Hiroyuki Hirai

Концертный комплекс La Seine Musicale, остров Сеген, Париж, 2017

Шигеру Бан (фото 40)
Фото
Didier Boy de la Tour

Это новое пространство Шигеру Бан создал в сотрудничестве с бюро Jean de Gastines Architectes, оно поражает воображение. Потолок концертного зала для исполнения классической музыки отделан деревянными шестиугольными панелями, обеспечивающими правильную акустику, стены лестничных пролетов выложены мозаикой. Этот зал более камерный — есть еще и второй, вмещающий до шести тысяч человек, там предполагается проводить массовые представления и концерты разнообразных музыкальных жанров. Снаружи комплекса обращает на себя внимание огромное «крыло» из солнечных панелей, направление которых меняется в зависимости от расположения солнца. Сам комплекс можно пройти насквозь, не попадая в залы — в этой открытости и доступности Шигеру Бан видит залог того, что комплекс станет новым символом этой части Парижа.

Шигеру Бан (фото 42)
Фото
Didier Boy de la Tour

Светильник Paper Taliesin, 2017

Один из самых поэтичных проектов архитектора — светильник Paper Taliesin, это переосмысление знаменитого объекта Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright) Taliesin 2, которым Шигеру Бан всегда восхищался. Только архитектор сделал его бумажным (тут тоже использованы любимые трубки) и изменил форму модулей с прямоугольных на круглые. В остальном сохранены и высота, и пропорции оригинального Райтовского светильника.

Шигеру Бан (фото 45)
Фото
Yoshihito Imaeda (FATCAT)

Автор текста: Ольга Божко.