ФАКТЫ
Дэвид Аджайе (David Adjaye) родился в 1966 году в Танзании в семье дипломата.
С 1975 года живет в Лондоне.
С 2000 года руководит собственным бюро (до этого закончил Королевский Колледж Искусств в Лондоне, стажировался у Чипперфилда). Офисы Adjaye Associatеs расположены в Лондоне и Нью-Йорке.
В 2017 году Аджайе был удостоен звания рыцаря Британской империи.
Сейчас ему 58 лет, и он один из самых успешных архитекторов мира, чьи проекты оказываются одинаково актуальны и в скромных районах Лондона, и в центре Нью-Йорка, и в арабских странах.
Дэвид Аджайе — архитектор, который до сих пор точит свой рабочий карандаш вручную. Ножом. Он любит чувствовать материал при работе, и не слишком верит в виртуальные проекты. Утверждает, что именно архитектор должен сопротивляться индустриализации, победному шествию капитала по планете и возвращать городское пространство жителям. Именно поэтому он с охотой берется за проектирование публичных пространств — музеев, библиотек, мемориалов. Аджайе задается вопросом — каким образом сохранить человечность городской среды при возрастающей плотности населения? Какие материалы нужно использовать, чтобы при строительстве было как можно меньше отходов, а сами здания не требовали серьезных починок уже после пары десятилетий эксплуатации?
Аджайе настаивает на главенстве парков, площадей, музеев и библиотек — тех мест, куда у всех есть свободный доступ. Эти сооружения должны быть яркими, необычными, запоминающимися, максимально прозрачными. И вместе с тем есть фоновая застройка (офисные и жилые здания), которая не должна особо выделяться на фоне знаковых общественных сооружений. Свои проекты он тоже подчиняет этой концепции, поэтому его жилые здания часто непримечательны, а музеи поражают оригинальностью решений.
В 2017 году, бюро Аджайе (Adjaye Associates) совместно с Ron Arad Architects и Gustafson Porter + Bowman выиграло конкурс на мемориал Холокоста в Великобритании. Параллельно строится несколько музеев, жилых и общественных зданий в США и по всему миру.
Swarovski house, Лондон, 2001
Один из самых ранних проектов архитектора. Собственно, с проектов частных домов и апартаментов для артистической тусовки Лондона и началась карьера архитектора. Он проектировал для Юэна МакГрегора и Александра МакКуина, а до этого помогал с проектами и планами кухонь своим друзьям, среди которых известные современные художники — Джейк и Динос Чепмены, Тим Нобл и Сью Вебстер, Крис Офили.
Заказчик этого дома принадлежит знаменитому семейству Сваровски (с тех пор дом уже поменял владельцев, но название — Swarovski House — осталось). Фундамент дома — XVIII века, фасад викторианский (его сохранили), а вот внутренние помещения значительно реконструировали и расширили за счет крытой террасы и дополнительных уровней. Так, подвальные помещения сделали жилыми — и благодаря этому в сад можно попасть с нижнего уровня, где расположилась кухня. В отделке использовалось много дерева и фанеры.
Библиотека Idea Store, Лондон 2004
За предыдущий жилой дом Electra house в районе Уайтчепел сэра Аджайе чуть не посадили в тюрьму: он нарушил строительный регламент, возвел вместо привычного фасада с окнами темную глухую стену. Однако следующий проект — библиотека Idea Store — стал своеобразным манифестом архитектора. И принципам, выработанным в ходе работы над этим пространством, Аджайе верен до сих пор. Публичное пространство обязано привлекать и собирать людей. Оно должно быть прозрачным, игровым, привлекать внимание, быть наполненным светом. С тех пор в работах Аджайе часто встречаются прозрачные и одновременно цветные фасады, огромные холлы, сквозные эскалаторы.
Школа управления Сколково, 2010
Это первый крупный реализованный проект Аджайе. Школа управления в Сколково — авантюра, воплотившаяся так быстро, что сам архитектор был удивлен. Он совершенно не рассчитывал, что его «дом на доме» выиграет конкурс и будет построен. Тем не менее, жюри оценило радикальность идеи, и решило, что для наших широт учебные корпуса один над другим (а не кампус из отдельных зданий) — правильное решение. Четыре корпуса («Гималаи», «Памир», «Каракорум» и «Тянь-Шань») расположены на круглом в плане двухэтажном основании. Вдохновлялся Аджайе шедеврами Малевича.
Интерьеры школы создавались уже без участия Аджайе, однако он утверждает, что своей цели достиг. Сколково теперь — центр социального взаимодействия, в Школе управления много общественных пространств, которым архитектор предполагал вернуть ту роль, которую выполняли городские площади.
Вазы для Gaia&Gino и Swarovski, 2012
Это был дебютный проект Аджайе в сфере предметного дизайна. Три объема с четкими гранями, выполненные из меди и покрытые изнутри черным хрусталем Swarovski. Примечательно, что архитектор выбрал медь, которая в Турции используется в основном для ремесленных изделий (luxury-компания Gaia & Gino — турецкая). Потребовалось почти полгода, чтобы ремесленники при производстве этих ваз достигли нужного эффекта, вазы оказались самыми технологически сложными объектами в коллекции. Три вазы, больше напоминающие макеты небоскребов, оказались пророческими: теперь архитектор действительно работает над небоскребом на Манхэттене.
Коллекция мебели Double Zero для Moroso, 2015
В коллекцию Dоuble Zerо для марки Moroso входят стулья (барные и обеденные), кресла и банкетки. Конструктивная основа этой коллекции — гнутая металлическая трубка, с которой экспериментировали архитекторы век назад. Блеск латуни дополнен кожаными и велюровыми обивками ярких цветов. «Я искал способ вернуть к жизни французский стул ХVIII века, состоящего из независимых округлых сиденья и спинки, и мне удалось сделать это с помощью современных технологий»
Объекты Prism из коллекции Washington для Knoll, 2015
Эта мебель, выпущенная брендом Кnоll, создавалась с расчетом на то, что ее будут использовать для крупных архитектурных объектов, офисов и лаунджей. Она прекрасно выглядит в просторных открытых помещениях: граненая структура кресел, столика и табурета хорошо видна со всех сторон. В типологии Аджайе это мебель «первого ряда», то есть предназначенная для того, чтобы быть публичной, а не частной. Каркас стульев выполнен из березы, накладные панели фиксируются с помощью деревянных угловых крепежей.
Национальный Музей афроамериканской истории и культуры (NMAAHC) в Вашингтоне, США, 2016
Напоминающий корону народа йоруба из Западной Африки, этот музей получил корону архитектурную: ему досталось звание Design of the Year 2017. Этот проект увековечил имя Аджайе. Итог тринадцатилетней стройки — огромный комплекс из выставочных пространств, музейных запасников, залов для музыкальных и театральных представлений и административных помещений. Такая сложная структура позволила расположить многочисленные экспонаты, включая свидетельства многовековой борьбы за гражданские права, обширную музыкальную коллекцию (джаз, блюз, рэп), графитти (в музее разместили около 36 000 экспонатов).
Узор резных панелей, покрывающих здание, — собирательный образ исторических африканских орнаментов. Эти пластины выполнены из полимера, покрашенного под бронзу — бюджет не позволил сделать пластины металлическими. Однако Аджайе уступки бюджету совершенно не смущали. Он уверен, что сам факт появления этого музея — чудо, поскольку разговоры о его строительстве шли больше полувека, но правительство так и не находило возможность приступить к постройке. В определенном смысле это памятник политике и президентству Барака Обамы — Аджайе признается, что при нынешнем президенте США ему вряд ли удалось бы осуществить этот масштабный проект.
Динамики для Master & Dynamic, 2017
Яркий пример отточенного стиля Аджайе: крутой материал, совершенная форма, немного асимметрии и высокая сочетаемость с окружающими вещами. Модель MA770 — настоящие колонки 21 века, они беспроводные. Выглядят они как современная минималистическая скульптура, выполнены из бетонного композита. Легкие на вид, но весят 16 кг. Получился отличный продукт, который обычно проектируют специалисты по акустике, но эти специалисты не всегда представляют, как вписать совершенный по звуковым свойствам, но довольно громоздкий визуально, продукт в интерьер.
По вопросам звуковых свойств Аджайе консультировался у своего брат Питера, известного диджея и композитора. «У каждого пространства есть свой саундтрек», — утверждает Питер. Братья даже выпустили совместный лимитированный виниловый альбом Dialogues с десятью композициями — каждая рассказывает об одном из зданий Аджайе, то есть Питер перевел на язык музыки десять построек Дэвида. Вот можно через эти колонки треки и послушать.
Музей шпионажа Spyscape, Манхэттен, 2018
Буквально в паре кварталов от музея MoMA открылся прекрасный «Музей шпионажа». Аджайе блестяще справился с задачей — похоже, для него это был самый увлекательный проект последнего времени. На площади около 5500 кв. м. расположено все, что может понадобиться современному разведчику. В музее нарочитый полумрак, интерьеры из темного стекла, бетона, стали. Перед созданием экспозиции Аджайе пришлось при помощи спецслужб детально изучить вопрос и погрузиться в секретные и хакерские технологии.
В результате консультаций музей поделили на семь разделов: слежка, взлом, обман, разведка, расшифровка и тд. Конечно, вряд ли в камере допросов захочется находиться долго. Но вот попробовать раскодировать шифры, стать криптологом или почувствовать себя персонажем Кэтрин Зета Джонс из фильма «Западня», пролезая под лазерными лучами — это запросто. Возможно, для полного погружения в тему посещать музей лучше в спортивной технологичной одежде без отражателей и лишних деталей. Подробнее об этом необычном проекте читайте в нашем специальном материале.
Жилой небоскреб 130 William, Нью-Йорк, в процессе строительства
66-этажный небоскреб на Манхэттене — первый проект жилого небоскреба в Нью-Йорке, реализованный Аджайе. Высота здания составляет 800 футов (243 метра), а архитектура выделяется на фоне других манхэттенских башен своими необычными окнами в виде перевернутых арок.
В доме 244 квартиры класса люкс, сводчатые потолки, остекление от пола до потолка. Как водится — темный фасад (для жилых зданий Аджайе в большинстве случаев использует серо-черные оттенки), но при этом «начинка» балконов золотистая. В небоскребе предусмотрено несколько бассейнов, оздоровительный клуб со спа, сауна и массажный кабинеты, спа для домашних животных, частный кинотеатр IMAX, клубная и детская игровые комнат и вообще все, чем только может похвастаться нынешняя цивилизация комфорта — вплоть до благоустроенной крыши.