Рикардо Бофилл (Ricardo Bofill, 1939 — 2022) — один из самых знаменитых современных архитекторов. Он родился 5 декабря 1939 года в Барселоне и скончался 14 января 2022 года в возрасте 82 лет. Свой первый проект — дом на Ибице — реализовал в возрасте 17 лет. В 1962 году основал собственное бюро Ricardo Bofill Taller de Arquitectura (RBTA), штаб-квартира которого находится в Барселоне.
В портфолио его студии — более тысячи проектов более чем в 50 странах мира, в том числе и в России: офисы Cartier и Christian Dior, театры и аэропорты, но главным направлением студии было и остается социальное жилье.
Жилой комплекс «Замок Кафки», Сант-Пере де Рибес (Барселона), 1968
Кубистический жилой комплекс El Castillo Kafka («Замок Кафки») на 90 квартир был построен в 1968 году и сразу принес мировую славу молодому архитектору. Он находится в городке Сант-Пере де Рибес под Барселоной и является своего рода архитектурным «оммажем» Францу Кафке и его роману «Замок». Здание стоит на холме, с которого открывается вид на бухту Ситжес, и состоит из кубов разных оттенков фиолетового. Его концепция во многом восходит к идеям британской архитектурной группы 1960-х «Архиграм» (Archigram) и ее экспериментам с геометрией в приложении к жилым пространствам.
Xanadu, Аликанте, 1971
В начале 1970-х Рикардо Бофилл занимался проектом развития курорта La Manzanera, Аликанте, на Коста-Браве. Тогда был построен небольшой жилой дом на 18 квартир, который получил название Xanadu. Здесь архитектор вновь использовал принцип, который станет для него фирменным: на основание «замка» крепятся кубические модули, в которых расположены жилые ячейки. Снаружи кубы как бы «срезаны» — чтобы не загораживать жильцам красивые виды на море или, напротив, обеспечить тень на солнечной стороне и защитить балконы от палящего южного солнца. Черепичная крыша и жалюзи — дань традиционной испанской архитектуре.
«Красная стена», Кальпе (Аликанте), 1973
Жилой комплекс La Muralla Roja (в переводе с испанского «Красная стена») был построен в 1973 году в местечке Кальпе близ Аликанте на популярном курорте Lа Мanzаnerа и по праву считается одной из самых ярких работ Рикардо Бофилла. Ярких в прямом смысле этого слова: снаружи напоминающее крепость строение окрашено в кирпично-красный цвет, ассоциирующийся с мавританской архитектурой, знаменитыми кирпичными башнями и касба Северной Африки. В то же время четкая геометрия форм напоминает о советской конструктивистской архитектуре, а ломаный силуэт повторяет окружающий скалистый пейзаж. Для внутренних стен, лестниц и патио комплекса использована контрастная сине-бирюзовая гамма, как бы продолжающая цветовую палитру моря и неба. Всего в «Красной стене» 50 квартир: от студий площадью 60 кв м до двух- и трехкомнатных квартир площадью 80 и 120 кв м. соттветственно. На крыше расположены солярии, бассейн и сауна.
«Фабрика», 1975
В 1973 году Рикардо Бофилл обнаружил заброшенную цементную фабрику в пригороде Барселоны. «Цеха, катакомбы, более четырех километров подземных ходов и 30 бункеров— и все это в отличном состоянии!», — рассказывает архитектор. Все это он превратил в свою штаб-квартиру, студию и резиденцию, где живет и работает до сих пор. — «На самом деле мне здесь живется и работается лучше, чем где-либо еще. Это единственное место, где я могу сконцентрироваться и продуцировать идеи наиболее абстрактным образом. Кажется, будто я живу на зоне, в закрытом пространстве, которое защищено и максимально обособлено от внешнего мира и повседневной реальности. Жизнь здесь течет по своим законам, разница между работой и досугом фактически стерта. Я чувствую, что живу в той самой среде, которая привела в свое время к индустриальной революции в Каталонии».
Жилой комплекс Walden 7, Сант Хуст Десверн (Барселона), 1975
Walden 7 находится в пригороде Барселоны и представляет собой массивную конструкцию цвета терракоты, больше напоминающую средневековую крепость, чем жилой комплекс. Но внешность обманчива: за неприступными терракотовыми внешними стенами скрываются бирюзовые коридоры и залитые солнечным светом внутренние дворики. Комплекс состоит из отдельно стоящих 14-этажных башен, соединенных друг с другом атриумами, переходами и балконами, и представляет собой гигантский вертикальный лабиринт.
Внутри находится 446 квартир разной площади, собранных из стандартных кубических «модулей» 30 кв м (от простой однокомнатной студии до «четырехмодульных» апартаментов), и два бассейна. Название комплекса — очередной литературный «оммаж», на этот раз писателю-фантасту Берресу Фредерику Скиннеру и его утопическому роману «Walden 2».
Церковь Мериткселльской Девы, Андорра, 1978
В сентябре 1972 года одна из главных святынь Андорры — романская церковь Мериткселльской Девы — была практически полностью уничтожена пожаром во время народных гуляний. От старинной постройки сохранились лишь апсида, свод над алтарем и часовня, и княжество пригласило бюро Рикардо Бофилла заняться восстановлением храма. Архитектор сразу же отказался от идеи «новодела» и решил создать нечто совершенно новое на основе оригинальных деталей здания и с учетом богатой истории места. В результате получился совершенно уникальный комплекс, в котором романское наследие, типичная для Андорры черная каменная кладка и арки сочетаются с современными архитектурными решениями и технологиями.
Les Espaces d’Abraxes Новый город Марн-ла-Валле, Франция, 1982
Французский городок Марн-ла-Валле в 30 км от Парижа знаменит сегодня Диснейлендом. Однако любителей архитектуры влечет сюда другое: монументальный комплекс Les Espaces d’Abraxes, построенный Рикардо Бофиллом в 1982 году. Он состоит из трех построек в неоклассическом стиле: «Дворца», «Театра» и «Арк"и, которые призваны были стать главным центром строившегося с нуля города. «Театр» — жилое здание на 130 квартир — представляет собой гигантский полукруг, обрамляющий центральную площадь и напоминающий одновременно классическую архитектуру и римские амфитеатры. «Арка» — своего рода постмодернистская интерпретация классического символа Триумфа и Победы, который Бофилл наделяет функциональностью (на девяти этажах здания — 20 квартир) и ставит в центр площади. «Дворец» состоит из трех отдельных 18-этажных построек, образующих букву U, где находятся бюджетное жилье: 441 квартира. Узнаваемые очертания Les Espaces d’Abraxes вы могли неоднократно видеть в кино. Так, например, комплекс засветился в фильме «Бразилия» Терри Гиллиама и в трилогии «Голодные игры».
Деревня им. Хуари Бумедьена, Алжир, 1980
Рикардо Бофилл строил социальное жилье не только в Испании и Франции, но и в развивающихся странах. В конце 1970-х — начале 1980-х он занимался проектированием деревень в Алжире в рамках правительственной кампании по развитию сельского хозяйства в пустынных районах. Результатом двухлетней работы стало строительство «Сельскохозяйственной деревни им. Хуари Бумедьена» на юго-востоке Алжира. Однако из-за нехватки профессиональной рабочей силы проект так и остался незавершенным.
Отель Hotel W, Барселона, 2009
В 1990-е и 2000-е годы бюро RBTA реализует много крупных проектов по всему миру: театры, музеи, небоскребы, культурные и офисные центры, аэропорты, штаб-квартиры известных фирм, отели. Пятизвездочный отель W Barcelona Hotel был построен в 2009 году в гавани Барселоны. Он имеет форму паруса и является новым архитектурным символом активно застраивающегося в последнее десятилетие побережья каталанской столицы. «Парус» смотрит прямо в море и придает всему пейзажу динамику. Фасад, отделанный серебристым стеклом, красиво бликует на солнце, чем-то напоминая иногда чешую гигантской рыбы, и отражает небо и море, благодаря чему здание буквально сливается с окружающей средой. Во многом благодаря своей авангардной архитектуре барселонский отель W стал самым коммерчески успешным проектом гостиничной сети из всех международных проектов.
«Ленинград-центр», Санкт-Петербург, 2014
С Советским Союзом и Россией Рикардо Бофилла связывает долгая дружба. Свой первый проект у нас он хотел строить еще в конце 1980-х, но из-за проблем с финансированием планы так и не были реализованы. Начиная с 2000-х годов архитектор разработал целый ряд крупных проектов в Санкт-Петербурге, Перми, Москве, среди которых главным реализованным на сегодняшний день остается культурный центр на месте бывшего культового кинотеатра «Ленинград».
Работа над проектом продолжалась 4 года и закончилась в декабре 2014 года: 25 декабря центр был открыт для публики. За это время был укреплен фундамент старинного четырехэтажного особняка у Таврического сада, расположенный на подземной реке, частично убраны межэтажные перекрытия, появившиеся в советское время, воссоздана оригинальная внутренняя экспозиция и обновлены интерьеры (декорировать пространство помогал Валентин Юдашкин). Сегодня в «Ленинград-центре» действует кинотеатр с современным залом на 340 мест, два бара и арт-галерея.