Гаэ Ауленти: 10 фактов о легенде дизайна (фото 38)

№ 1

Гаэ Ауленти (Gae Aulenti, 1927 — 2012) родилась в городе Палаццоло-делла-Стелла, недалеко от Триеста, и получила образование на факультете архитектуры Миланского политеха в 1959 году. В группе было всего две девушки: профессия архитектора в то время считалась сугубо мужской. Много лет спустя, отвечая на вопросы одного женского журнала, Гаэ Ауленти сказала, что женщине-архитектору лучше не думать о том, что она в меньшинстве, потому что такие мысли парализуют. По ее словам, мужчинам, работавшим у нее в подчинении, она тоже не давала задумываться: заставляла их видеть в ней свою мать, которой они должны угодить.

Гаэ Ауленти: «Архитектура – мужская профессия, поэтому я всегда делала вид, что не имею к ней никакого отношения» (фото 2)
Дизайнер и архитектор Гаэ Ауленти, 1967 г.
Фото
Pinacoteca Giovanni e Marella Agnelli

№2

Проект превращения старого железнодорожного вокзала в музей Орсе (Musée d’Orsay) в Париже принес Гае Ауленти мировую славу и орден Почетного легиона. Но когда здание в 1986 году открылось после реконструкции, оно вызвало не восторг, а негодование. Французская пресса сравнивала музей с погребальным залом, египетскими гробницами и кошмарами Данте. «Да, — ответила на это Гае Ауленти, — музей критикуют. Но 20 000 человек уже стоят в очереди на вход».

Гаэ Ауленти: «Архитектура – мужская профессия, поэтому я всегда делала вид, что не имею к ней никакого отношения» (фото 6)
Гае Ауленти на стройке в музее Орсе.
Гаэ Ауленти: 10 фактов о легенде дизайна (фото 6)
Музей Орсе в Париже.

«Архитектура — мужская профессия, поэтому я всегда делала вид, что не имею к ней никакого отношения»

№ 3

Одна из лучших панорам Рима открывается с лестницы музея Scuderie del Quirinale, или Папских конюшен при Квиринальском дворце, спроектированной Гае Ауленти. Когда-то в этом здании, построенном в начале восемнадцатого века, действительно были конюшни, но после 1938 года его переделали в гараж. В середине 1990-х римские власти приняли решение открыть в нем выставочный зал. Гае Ауленти удалось наполнить старые стены «начинкой», необходимой для функционирования современного музея, тщательно сохранив исторический облик. По соображениям безопасности необходимо было создать еще одно соединение между первым и вторым этажом. Гае Ауленти спроектировала внешнюю стеклянную лестницу, благодаря которой посетители, осмотрев экспозицию, в качестве бонуса получают возможность увидеть Рим с вершины одного из холмов, на которых он был основан.

Гаэ Ауленти: 10 фактов о легенде дизайна (фото 10)
Папские конюшни в Риме.

№ 4

В начале 1980-х годов Гае Ауленти стала художественным руководителем компании Fontana Arte. Журнальный столик Tavolo con Ruote, вошедший в коллекцию Нью-Йоркского МОМА, был создан именно в этот период. Причем создан мгновенно, как только Гае Ауленти увидела тележку, на которой на фабрике Fontana Arte перевозили стекло.

Гаэ Ауленти: «Архитектура – мужская профессия, поэтому я всегда делала вид, что не имею к ней никакого отношения» (фото 11)
Журальный столик Tavolo con Ruote, Fontana Arte.

№ 5

В фильме «Бассейн» 1969 года кроме Алена Делона, Роми Шнайдер и Джейн Биркин снимались стулья и столик Гае Ауленти. В 2016 году компания Exteta решила переиздать ее коллекцию уличной мебели 1964 года: она называется Locus Solus.

Гаэ Ауленти: 10 фактов о легенде дизайна (фото 16)
Кадр из фильма «Бассейн» режиссера Жака Дере.
Гаэ Ауленти: «Архитектура – мужская профессия, поэтому я всегда делала вид, что не имею к ней никакого отношения» (фото 14)
Коллекция уличной мебели Locus Solus, Exteta.
Гаэ Ауленти: 10 фактов о легенде дизайна (фото 18)
Коллекция уличной мебели Locus Solus, Exteta.

№ 6

Первый светильник Гае Ауленти придумала в том же 1964 году: это модель Giova, одновременно настольная лампа и ваза для сухих или срезанных цветов. Ваза из выдувного стекла опускается в прозрачную чашу, внутри которой находится источник света. В 2017 году культовый объект был перевыпущен фабрикой Fontana Arte.

Гаэ Ауленти: «Архитектура – мужская профессия, поэтому я всегда делала вид, что не имею к ней никакого отношения» (фото 17)
Светильник Giova, 1964.

№ 7

С середины 70-х годов Гае Ауленти работает в театре, создавая сценографию для спектаклей «главного авангардиста» итальянской сцены режиссера Луки Ронкони. Одной из его новаций стали невероятные трансформации сценического пространства — он ставил спектакли в небольших залах и огромных фабричных цехах, на площадях и ледовых катках, устраивал процессии из автомобилей и аэропланов. Гае Ауленти привлекали именно эти постоянно меняющиеся условия и то впечатление, которое она могла создать своей работой. «В конце концов, — говорила она о своих театральных опытах, — в архитектуре дверь — это только дверь, на сцене она становится границей между мирами».

Гаэ Ауленти: «Архитектура – мужская профессия, поэтому я всегда делала вид, что не имею к ней никакого отношения» (фото 20)
Гае Ауленти с режиссером Лукой Ронкони.
Гаэ Ауленти: 10 фактов о легенде дизайна (фото 25)
Сценография Гаэ Ауленти к опере «Царь Салтан» в Ла Скала, постановка Лука Ронкони.
«В архитектуре дверь — это только дверь, на сцене она становится границей между мирами»

№ 8

Гае Ауленти проектировала интерьеры не только вилл, но и парусников. Легкий складной стул April, который выпустила фабрика Zanotta, был придуман как раз для «дома на воде». Но оказался настолько удобным, что Гае держала пару таких стульев в своей миланской квартире.

Гаэ Ауленти: 10 фактов о легенде дизайна (фото 29)
Складной стул April, Zanotta.
Гаэ Ауленти: «Архитектура – мужская профессия, поэтому я всегда делала вид, что не имею к ней никакого отношения» (фото 23)
Складной стул April, Zanotta.

№ 9

«Я почти никогда не проектировала лампы специально, как правило, они создавались для конкретных пространств и архитектурных проектов», — объясняла Гае Ауленти. Самая известная из ее настольных ламп, Pipistrello, то есть «летучая мышь», была придумана для парижского шоу-рума Olivetti, а потом попала в производство и быстро стала культовым объектом. В 2015 году фабрика Martinelli Luce отметила 50-летие легендарной модели и выпустила юбилейную версию с глянцевым позолоченным основанием.

Гаэ Ауленти: «Архитектура – мужская профессия, поэтому я всегда делала вид, что не имею к ней никакого отношения» (фото 26)
Настольная лампа Pipistrello, Martinelli Luce.

№ 10

Она была строгой матерью и бабушкой и к тем, кото пытался ее критиковать, относилась как к детям. Реконструкция миланской площади Кадорна, которой она занималась в 1999–2000 годах, когда ей было уже за семьдесят, вызвала длительную полемику в прессе. Не всем нравилась скульптура американского художника Класа Ольденбурга, которую архитектор поставила в центре площади, — гигантская игла с продетой в нее яркой красно-желто-зеленой ниткой. На реплики критиков Гае Ауленти ответила, что в Милане есть и другие площади, в том числе менее красивые. «Почему бы вам не поговорить о них?»

Она была строгой матерью и бабушкой и к тем, кото пытался ее критиковать, относилась как к детям. Реконструкция миланской площади Кадорна, которой она занималась в 1999–2000 годах, когда ей было уже за семьдесят, вызвала длительную полемику в прессе. Не всем нравилась скульптура американского художника Класа Ольденбурга, которую архитектор поставила в центре площади, — гигантская игла с продетой в нее яркой красно-желто-зеленой ниткой. На реплики критиков Гае Ауленти ответила, что в Милане есть и другие площади, в том числе менее красивые. «Почему бы вам не поговорить о них?»

Гаэ Ауленти: «Архитектура – мужская профессия, поэтому я всегда делала вид, что не имею к ней никакого отношения» (фото 29)
Площадь возле миланского вокзала Кадорна после реконструкции. В центре — скульптура американского художника Класа Ольденбурга.