Уже 18 лет галерея Serpentine промотирует большую архитектуру звездных и пока малоизвестных авторов: в Кенсингтонском саду возводят павильон, которым посетители сада могут пользоваться все лето. Затем его разбирают и продают на благотворительном аукционе. Фрида вошла в число избранных, среди которых побывали Оскар Нимейер, Фрэнк Гери, Рем Колхас, Заха Хадид и другие. Ее проект соединяет в себе две традиции: британскую — павильон сделан в виде Гринвичского меридиана и мексиканскую — постройка отсылает к патио с перфорированными стенами, их называют целозии, распространенным в Латинской Америке. Перфорация служит для проветривания и создания тени. Философская подоплека проекта — посетители должны осознать ход времени: отсюда нулевой меридиан, точка отсчета часов и минут, и перфорация, чтобы в течение дня по меняющемуся освещению можно было следить за временем.
Фриде — 39, но для большой архитектуры это не возраст. Она родилась и училась в Мехико (Ибероамериканский университет), где сейчас преподает архитектурное проектирование. Степень PhD получала уже в Гарварде, специализируясь в области урбанистики. С 2003 года работала в архитектурном бюро Perro Rojo, в 2006-м открыла свою студии. В 2010-м получила первый крупный заказ. Она готовит мексиканский павильон на Венецианском биеннале, строит социальное жилье и реставрирует мексиканские памятники архитектуры. Но в проект Serpentine ее пригласили не как звезду локального масштаба. Организаторы прочат Фриде будущее Захи Хадид.
Она говорит, что ее интересует прежде всего «контактная» архитектура. Ее постройки должны взаимодействовать со зрителем. Так, три года назад она создала инсталляцию во дворе Музея Виктории и Альберта. Композиция состояла из мобильных металлических скамей, которые можно было перемещать в зависимости от, того для каких мероприятий предполагалось использовать это пространство. «Здесь постоянно люди, — говорит Фрида. — Они сидят, лежат на скамьях, дети бегают по ним, как по горкам. Из них можно составить амфитеатр или несколько рядов, как в школьных классах». Изначально их расположение повторяло план мексиканского города на воде Теночтитлан.
Творчество Фриды укоренено в родной архитектуре. Так, ее первый большой заказ — реконструкция дома-музея Сикейроса (знаменитого монументального живописца) в Куэрнаваке (2010 год) при всей футуристичности постройки запоминался прежде всего внутренним двором, в котором из разноформатных бетонных блоков была создана рекреационная зона, напоминающая изображение, разбитое на пиксели. Или Мачу-Пикчу.
Фрида рассказывает, что восхищается совершенством архитектуры древних, ее продуманностью, конструктивной сложностью и мощью. Мачу-Пикчу она приводит в пример, отвечая на вопрос, на кого ориентируется, проектируя образ современного мексиканского города.
В то же время в ее практике есть и более камерные проекты. Например, отель Boca Chica в Акапулько, который она реконструировала в прошлом году, соединив винтаж и этнические мотивы. Библиотека в Гвадалахаре, атмосферный бутик марки органической косметики Aesop, частное жилье в Мехико, пока не попавшее на страницы глянцевых изданий… Она сама любит вспомнить свой первый проект, начала 2000-х. «Он назывался «Дом для интроверта» и представлял собой бетонную коробку в саду, поднятую на сваях, — рассказывает Фрида. — Здание было выкрашено в черный, снаружи — глухая стена. Внутри — большое открытое пространство и напротив входа — панорамное окно во всю стену, чтобы остаться один на один с природой». Проекты Фриды с тех пор стали масштабнее, но остались такими же интимными по своей сути. Архитектор, выстраивающий взаимоотношения зрителя с окружающим миром, — так она определяет свое творческое кредо.