Факты
Чини Боэри (Сini Воеri) родилась 19 июня 1924 года в Милане.
Настоящее имя — Мария Кристина.
В 1951-м получила диплом архитектора в миланском Политехе.
Работала у Джо Понти (Gio Ponti) и Марко Дзанузо (Marco Zanuso).
В 1963-м открыла собственное бюро.
Проектировала мебель для Arflex, Knoll, Fiam, Poltrona Frau. Многие предметы стали иконами дизайна: кресло Bobo, диван Serpentone, диваны и кровати Strips, получившие в 1979-м высшую премию итальянского дизайна Compasso d’Oro.
Построила ряд частных модернистских вилл на острове Маддалена и на озере Маджоре.
Преподавала дизайн и архитектуру в университетах США, Бразилии, Швейцарии и в миланском Политехе.
Несмотря на свой почтенный возраст, Чини до последних дней не переставала работать. Несколько лет назад она разработала архитектурную концепцию школы будущего и направила ее в Министерство образования Италии, а также закончила проектировать мебель для заключенных миланской тюрьмы Bollate, которую те могли бы изготавливать сами в тюремной мастерской.
И до последних дней курила (а начала еще в 18 лет, будучи связной у партизан на озере Маджоре), часто давала интервью, где рассуждала о смысле дизайна и профессиональной ответственности. «Сегодня дизайн часто путают с декорированием, приравнивают его к произведениям искусства», — говорила она. — В 1950-е годы, когда я начинала, мы подразумевали под этим понятием совсем другое. Конечно, доля искусства в дизайне может присутствовать. Но все же главный компонент — это логичность. Хороший дизайн всегда функционален, практичен и интуитивно понятен».
Чини Боэри выросла в очень либеральной, антифашистской семье: отец терпеть не мог любые проявления национализма, мать была учительницей, и дети на ее уроках могли сидеть в свободных позах и даже болтать ногами, что по тем временам было неслыханной вольностью. Неудивительно, что Чини всегда отличалась независимостью и внутренней свободой.
После войны она твердо решила стать архитектором, хотя тогда профессия считалась исключительно мужской. В 1951 году закончила знаменитый миланский Политех — вместе с ней на курс поступили еще девять девушек, но до диплома дошли только три, включая ее саму. После института Чини поступила на работу в бюро знаменитого архитектора и дизайнера Джо Понти. Первому сыну Чини — Сандро — тогда едва исполнился год. У Чини трое сыновей: Сандро — журналист, Стефано — архитектор, Тито — экономист.
Все трое, как и их отец, невролог Ренато Боэри, достигли известности каждый на своем поприще. Но с Ренато она развелась: «Мы были хорошей парой, но я, наверное, слишком независима, трудно жить рядом с такой женщиной». После недолгого сотрудничества с Джо Понти Чини попала к Марко Дзанузо. Итальянский дизайн тогда переживал бурное развитие, постепенно занимая ведущие позиции в мире, и Дзанузо был одним из лидеров этого движения.
Он экспериментировал с материалами, прежде всего с пластиком, добивался отточенности и логичности формы и решал проблемы серийного производства. Вместе с ним Чини участвовала в социальных проектах. Они, например, разработали мебель для женского приюта: тумбочки со встроенными перегородками создавали личное, обособленное пространство в общей спальне.
В 1963 году Чини основала собственное бюро и вскоре начала выпускать яркие и запоминающиеся предметы — буквально каждый стал отдельной страницей в истории дизайна. Она, например, первой придумала ставить мебель на ролики. Шезлонг Bobo, созданный ею в 1967 году для Arflex, стал первым в истории предметом мебели из цельного куска полиуретана без внутреннего каркаса. В 1971-м появляется нечто совсем революционное — диван Serpentone.
Он состоял из полиуретановых дисков, соединенных между собой наподобие мехов в музыкальных инструментах. Длина его ничем не ограничивалась, так что это была первая в мире мебель, продававшаяся на метры. После такой эпатажной премьеры Arflex попросил Чини выпустить что-нибудь более похожее на традиционную мебель, и она спроектировала диваны, пуфы и кровати Strips — со стегаными съемными чехлами на «молниях» они были похожи на огромные спальные мешки или куртки-пуховики и казались очень уютными.
В 1979-м эта серия получила высшую награду итальянского дизайна — Compasso d’Oro («Золотой циркуль»). Чини много работала со стеклом. В 1987-м она создала невероятно изящное кресло Ghost для Fiam — и спинка, и сиденье, и подлокотники выполнены из единого листа гнутого закаленного стекла толщиной 12 мм.
«Я бы никогда не подумала сделать стул из стекла, — рассказывала она. — Но мое первоначальное недоверие к идее, которая казалась совершенно нереальной, было побеждено желанием принять вызов и посмотреть, можно ли это сделать на самом деле, сможет ли Fiam преобразовать концепцию в реальность».
Она делала не только мебель — хрустальный стакан Cibi стал культовым после того, как появился в руках Харрисона Форда в знаменитом фильме «Бегущий по лезвию».
Архитектура — отдельная страница в творческой биографии Чини Боэри. Она построила целый ряд частных вилл на острове Маддалена недалеко от Сардинии и на озере Маджоре. Чини рассказывает, что в узких кругах ее в шутку называли «убийцей браков», потому что она обычно проектировала две отдельные спальни, чтобы у супругов был выбор — спать вместе или раздельно.
Ее постройки всегда вписаны в окружающие ландшафты, а окна во всю стену расположены с таким расчетом, чтобы из них открывались потрясающие виды на воду. В 1980-е и 1990-е Чини много преподавала архитектуру и дизайн в университетах США, Бразилии, Швейцарии и в родном миланском Политехе. В 2011-м ей вручили Compasso d’Oro за совокупность достижений.
Чини Боэри — лауреат еще множества различных наград и премий, но хвастаться ими она не любила, повторяя: «Я же не эксгибиционист, чтобы кичиться всем этим!» Когда в 2012-м тогдашний президент Италии Джорджо Наполитано вручал ей высшую награду Италии — орден за заслуги перед Итальянской Республикой, она заявила: «Спасибо, конечно, только носить его я не буду». Наполитано пришлось отшучиваться: «А если я внезапно приду к вам в гости, может, хоть тогда наденете?» www. ciniboeriarchitetti.com