Балкришна Доши (Balkrishna Doshi) — человек другой эпохи. Не только по дате рождения (1927 год), но и по образу мыслей. Он слабо верил в капитализм, скептически относился к виртуальной реальности, 3D-моделирование считал пижонством. Доши — убежденный гуманист.
Балкришна Доши работал вместе с «отцами» архитектуры модернизма Ле Корбюзье (Le Corbusier) и Луисом Каном (Louis Kahn), первым в Индии обратился к теме социальных построек. Первый комплекс социального жилья он построил еще в 1950-х, таких зданий в его портфолио десятки. Архитектор считал своей, пусть утопической, миссией обеспечить жильем бедняков по всей Индии. Доши строил из местных материалов, с учетом особенностей климата региона, минимизируя затраты не за счет некачественного сырья, а с помощью продуманной планировки.
Так, в жилом комплексе Life Insurance Corporation 1973 года, первом индийском варианте дуплексов, он скомпоновал объемы таким, чтобы, сэкономив жилую площадь, избежать тесноты. Добиться этого удалось с помощью расположения помещений на разных уровнях. Конструктивистский принцип, который любили отечественные мастера авангарда. Вспомним, планировку жилых ячеек Дома Наркомфина, например.
В комплексе социального жилья Aranya (1986 год), архитектор виртуозно использовал относительно небольшой участок (86 га), чтобы разместить там дома для 80 тысяч человек. Выкрашенные в яркие цвета постройки отсылают к традиционной индийской архитектуре и вместе с тем отражают принципы модернизма.
Минимальная площадь для максимального количества людей — к этой сверхзадаче Балкришна добавил еще и повышения уровня комфорта. У всех домов есть террасы (индианки сушат на таких белье) и блоки с перфорацией взамен обычных окон — так помещение лучше проветривается и защищено от вторжения извне, без уродливых металлических решеток.
Доши не только строил, но и много преподавал. Еще в 1960-х он основал институт CEPT (Centre for Environmental Planning & Technologу, 1966–2012) в Ахмадабаде. В комплексе расположены архитектурная школа, отделения изобразительных искусств и дизайна, где учат сосуществованию человека и природы.
Знаменитый архитектор открывал новые способы вписать здание в окружающий контекст, обеспечив его жителей всем необходимым и ориентируясь прежде всего на первичные потребности. Само здание института — шедевр модернизма. Постройка сложной конфигурации представляет собой лабиринт переходов, коридоров, открытых террас и просторных аудиторий.
Здание наполнено естественным светом и, благодаря «лабиринту», прекрасно вентилируется, что очень важно в индийском климате. Балкришна — апологет так называемой биоклиматической архитектуры: он проектировал здание, исходя из особенностей его окружения и региона, где находится постройка. Большое количество открытых помещений и общих зон также служит элементом социализации: архитектор считал, что обмен идеями в процессе обучения, намного важнее бессмысленной зубрежки.
Сам Балкришна Доши был невероятно общительным человеком. Недавно студия Премджита Рамадшадрана сняла документальный фильм о его жизни и творчестве, в котором улыбчивый индус с королевским профилем и живыми, молодыми глазами рассказывал, что, по его мнению, нужно современной архитектуре и обществу.
Архитектурная студия Балкришны называется Vastu, в переводе с санскрита это «Путь», «Развитие». И Доши, будучи убежденным индуистом, считал, что важен процесс, а не результат. А миссия архитектора (простая на словах и сложная на деле) — всего лишь сделать мир лучше.
Собственно, жюри Притцкеровской премии в 2018 году оценило эту составляющую его творчества. Балкришна Доши в 90 лет стал первым индусом, когда-либо получавшим эту награду. И одним из самых возрастных архитекторов, удостоенных ее. До последних дней он говорил, что далеко не все еще успел (хотя портфолио из более чем 100 реализованных проектов это скорее опровергает).
Несколько лет назад он написал своего рода Кодекс чести архитектора и представил его на международных слушаниях. Его бюро участвовало в разработке концепта Smart City, городов будущего, существующих на самообеспечении энергоресурсами и с дружественной человеку инфраструктурой (несколько лет назад правительство Индии решило развивать такие агломерации).
В последнее время Балкришна Доши часто вспоминал, как 4 года был «интерном» у Ле Корбюзье, сидел на хлебе и воде, только чтобы иметь возможность впитывать знания. Впоследствии именно он следил за работами знаменитого комплекса в Чандигархе, самом масштабном градостроительном проекте Ле Корбюзье.
Затем Доши сотрудничал с американским модернистом Луисом Каном (Louis Kahn). Если портрет Ле Корбюзье он повесил в домашнем алтаре рядом со статуями богов, то Луиса Кана до самой старости называл своим гуру. Умение учиться, развиваться, создавать что-то новое и нужное — молодому духом старцу всегда было, что сказать миру.