Арата Исодзаки: лауреат Притцкеровской премии 2019 (фото 0)

46-й лауреат Притцкеровской премии Арата Исодзаки (Arata Isozaki) родился в 1931 году в городе Оита на острове Кюсю. Ему было 14, когда разбомбили Хиросиму и Нагасаки, что во многом повлияло на его жизненную философию.

«Я был уже достаточно взрослым, когда на Хиросиму сбросили атомную бомбу. Город был полностью разрушен, там не осталось архитектуры, не осталось зданий, не осталось самого города — одни бараки и времянки,  — рассказывал он. — Так что моим первым восприятием архитектуры было ее отсутствие. Именно тогда я начал задумываться о том, как люди будут восстанавливать свои дома и города с чистого листа».

Арата Исодзаки: лауреат Притцкеровской премии 2019 (фото 2)
Арата Исодзаки и Джаспер Джонс
Фото
Shigeo Anzai

В 1954 году Исодзаки закончил отделение архитектуры инженерного факультета Университета Токио и начал свою творческую карьеру под руководством Притцкеровского лауреата 1987 года Кэндзо Тангэ (Kenzo Tange). В 1963 году он основал студию Arata Isozaki & Associates. Среди его ранних известных проектов  — Библиотека префектуры Оита (1962-1966), павильон Festival Plaza для Expo’70 в Осаке (1966-1970), Музей современного искусства в Гумме (1971-1974), городской музей искусств Китакюси, Фокуока (1972-1974). В 1960-е годы он также занимается урбанизацией Синдзюку в Токио, разрабатывает градостроительные планы для Китая и стран Ближнего Востока (которые так и не были реализованы).

Арата Исодзаки — лауреат многочисленных международных наград, в том числе премии Японского архитектурного института (1966 и 1974), Золотой медали Королевского Института Британских Архитекторов RIBA (1986), почетной награды Американского института архитектуры (1992), обладатель «Золотого льва» Венецианской Биеннале (1995), почетной награды Республики Италия (2007). Он почетный член Королевской Академии искусств (1994) и Американской академии искусств и изящной словесности (1998), член Японской художественной Академии (2017).

Его здания выглядят простыми, но всегда наполнены смыслом и функцией. Его авангардный подход гибок и легко адаптируется к условиям и потребностям среды. «Обладая глубочайшими знаниями в области истории и теории архитектуры и будучи всегда в авангарде, Арата Исодзаки никогда не повторял уже существующее, но всегда искал что-то новое, — отмечается в заявлении жюри премии. — Его поиски отражены в его проектах, которые и по сей день не укладываются ни в какие стилистические рамки, находятся в постоянном развитии, всегда свежи и актуальны».

+9