ФАКТЫ
13 июля 1841 года в семье придворного нотариуса родился будущий архитектор Отто Вагнер (Otto Koloman Wagner).
В 1862 году Отто Вагнер окончил Венскую академию искусств.
В 1872 году реализован один из главных ранних проектов Вагнера — синагога на улице Румбах в Будапеште.
В 1894 году Отто Вагнер становится профессором Венской академии искусств и главным архитектором Венского штадтбана.
В 1889 году на улице Линке Винцайле появляются три знаменитых доходных дома по проекту архитектора.
11 апреля 1918 года Отто Вагнер ушел из жизни. Похоронен на кладбище Хитцинг в Вене.
Почти за полвека работы Отто Вагнер проделал интересный путь — от историзма до его жесткого, сердитого, решительного отрицания. Эта эволюция любопытна еще и тем, что к своим новаторским идеям Вагнер пришел уже в зрелом возрасте, на закате пятого десятка. До этого около 25 лет он строил дома в исторических стилях, а потом сам же поднял бунт против «фальшивой» старины.
Отто Вагнер родился в 1841 году в предместье Вены в семье нотариуса. Рано потерял отца, но стараниями матери получил достойное архитектурное образование. Работать начал в начале 1860-х, и долгое время основным жанром Вагнера были доходные дома: в этот период шла активная застройка Рингштрассе, опоясывающей старый центр. Один из ярких примеров вагнеровского стиля тех лет — эклектичный дом на улице Шоттеринг, будто сшитый из лоскутов разных эпох: античные элементы фасада, красно-черный узор, отсылающий к Средневековью и Ренессансу.
В тот же период Отто Вагнер построил виллу для своей семьи. «Вагнер I», как называют теперь этот особняк, — тоже дань историзму: симметричная планировка, портик с колоннами. Правда, сюда уже осторожно, через окна, заглядывает зарождающийся модерн: одну из комнат архитектор дополнил витражами в духе ар-нуво по эскизам художника Адольфа Бема.
Все меняется в 1890-е. Отто Вагнер получает пост профессора Венской академии изобразительных искусств и пропагандирует студентам ценности Nutzstil — «стиля практической полезности», утилитаризма. Отныне его девиз звучит радикально: «Непрактичное не может быть прекрасным». Общество меняется, ему нужны новые «честные» материалы (Вагнер одним из первых экспериментировал с железобетоном), а также новые формы, убежден он. «Максимум удобства и максимум чистоты» — вот актуальные задачи дизайна. Но на практике ни сам Вагнер, ни его студенты не перешагнули в один момент через декоративность к чистой функции. И хорошо, иначе бы Австрия лишилась многих памятников Венского сецессиона.
25 лет Отто Вагнер строил дома в исторических стилях, прежде чем поднять против них бунт
Среди основателей этого движения были ученики Отто Вагнера: Йозеф Хоффман (Josef Hoffmann), Йозеф Мария Ольбрих (Joseph Maria Olbrich) — автор знаменитого Дома сецессиона на Карлсплац. Сам же Вагнер примкнул к Сецессиону спустя год после основания, в 1899-м. В это время он заканчивает работу над крупнейшим проектом — Венским штадтбаном, системой общественного транспорта. И его работы вовсе не так скупы и строги, как лозунги. Самые известные вагнеровские объекты штадтбана — входы на станцию «Карлсплац»: легкие, лаконичные постройки украшены изящным чугунным литьем и растительным орнаментом в стиле ар-нуво. Тогда же архитектор строит в Вене три дома с почти вызывающим декором. Что, впрочем, не мешает им быть прекрасными вопреки девизу самого Вагнера. Фасад одного из этих домов почти целиком украшен узором из цветочных гирлянд.
К счастью, ни сам Отто Вагнер, ни его студенты не отказались от идеи декоративности до конца
Но рациональный подход архитектора проявился в другом: для отделки он использовал майолику, глазурованную керамическую плитку, ее легко мыть, что важно в условиях оживленной набережной Линке Винцайле. Соседнее здание — Дом с глашатаями: крышу венчают скульптуры женщин со сложенными рупором руками, а гладкий белый фасад украшен золочеными элементами.
Но уже в начале XX века работы Отто Вагнера становятся все больше похожими на ту самую новую архитектуру, которую он предвидел и предсказывал. В 1906 году по проекту архитектора в Вене строят здание Почтового сберегательного банка Австрии. Цветы и позолота остались в прошлом, им на смену приходит холодное сочетание камня и алюминия — революционное на тот момент. Лаконичный фасад целиком отделан мраморными плитами на металлических штырях с алюминиевыми заклепками. Эти заклепки Вагнер намеренно оставил на виду — как пример декоративной формы, которая рождается из функции. Эстетику и практичность он соединил и внутри здания: и крыша, и пол — стеклянные, поэтому дневной свет не только заливает главный кассовый зал, но проникает и этажом ниже. Важно, что это сделано не только ради визуального эффекта, но и для экономии электричества. Как и многие архитекторы того времени, Отто Вагнер продумал интерьер здания до мелочей. С гнутой деревянной мебелью соседствуют металлические конструкции, а заклепки, как на фасаде, дублируются на самых разных элементах.
Неожиданно, но одна из самых известных поздних работ Отто Вагнера — церковь: именно в культовой постройке он сумел довести до абсолюта идею «полезной архитектуры». Правда, построенный им храм Святого Леопольда был не совсем обычным: он расположился на территории психиатрической клиники. Чтобы лучше понять особые потребности прихожан, Вагнер дотошно консультировался с врачами. Так, интерьер церкви почти лишен острых углов — все линии скруглены, кафедра священника отделена от молящихся, предусмотрены удобные выходы для экстренной эвакуации.
Над оформлением церкви с Вагнером работали его друзья и коллеги-сецессионисты: мозаику и витражи разработал Коломан Мозер (Koloman Moser), автор скульптур ангелов над входом — Отмар Шимковиц (Othmar Schimkowitz ). Сегодня церковь Святого Леопольда признана одним из шедевров религиозной архитектуры в стиле ар-нуво, но современники приняли ее вовсе не так восторженно. Это был госзаказ, и государство — в лице эрцгерцога Франца Фердинанда — осталось недовольно: на торжественном открытии тот даже не упомянул имя Вагнера, чей стиль ему не нравился. Церковь стала предметом споров. Автор одной из газетных статей 1907 года, например, писал: «Нет ли красивой иронии в том, что первый значимый архитектурный объект Вены в стиле Сецессиона построен для сумасшедших?»
Ирония иронией, но Вагнер сыграл важную роль для Сецессиона, а Сецессион — для модернизма. Чувственный венский вариант модерна быстро превратился в «стиль квадрата» — так его иногда называют за любовь архитекторов и дизайнеров к геометричным абстрактным формам. Это относится и к Отто Вагнеру. Одна из поздних иллюстраций произошедших перемен — его вторая вилла «Вагнер II», которую архитектор построил в 1913-м: ряд узких прорезей-окон, из декора — только строгие синие прямоугольники и мозаика Коломана Мозера.
Хотя за полвека Отто Вагнер успел очень много, у него была мечта, которая при жизни так и не сбылась: строительство городского музея. В 1900-х он несколько раз участвовал в конкурсах на проектирование Венского музея на Карлсплац, но до строительства дело дошло только в 1959 году. Но Вагнер не знал, что уже в каком-то смысле музей построил. Причем именно на Карлсплац: его станционные павильоны стали частью музея, посвященного истории Вены.