архитекторы против декораторов

Олег Зареченский,

архитектор, бюро «Акант»

Если вам скажут, что наличие декоратора на объекте совсем необязательно, не верьте этому. Декоратор — это хорошо, а хороший декоратор — это очень хорошо.

На определенном этапе работы архитектору становится скучно. Он «ломается» на ложках, вилках и тарелках. Цвет для архитектора может быть любой, но только если это любой из оттенков серого. А самый лучший цвет — натуральный окрас гипсокартонных перегородок на вашем объекте. Дайте ему волю, и он так их и оставит — во всей первозданной чистоте. И это по-своему оправданно, ведь для архитектора самое главное — пространство, которое он создает, и масштаб человека в этом пространстве. Игра светотени на поверхности пола важнее любого предмета, который вы туда поставите, неважно, привезли вы этот предмет самолетом из Европы, пароходом из Восточной Азии или он достался вам по наследству от любимого троюродного прадедушки, озорного вояки времен Крымской кампании. Впрочем, последнее еще может вызвать интерес архитектора при условии, что вы согласитесь покрасить эту реликвию XIX века в один из многочисленных оттенков его любимого серого. Чтобы она, опять-таки, не мешала «правильной» светотени.

Контрольным «выстрелом» звучит для архитектора ваш робкий вопрос: «А какого цвета у меня будут шторы в спальне?» Вразумительного ответа на него вы, дорогой заказчик, скорее всего, не дождетесь.

Но именно тут, как спасительный корабль, набитый разной утварью вперемешку с каталогами, на горизонте и появляется декоратор.

Этот во всех смыслах выдающийся участник процесса протягивает руку помощи вашей тонущей в бесконечном эстетизме лодке. Он включается в процесс, не дает соскучиться ни вам, ни архитектору и с лукавым блеском в глазах без запинки отвечает на вопросы о цвете обивки дивана и кресел. А какой набор смесителей припрятан у него в тайниках! Да что там смесителей! Вы будете укомплектованы «от туфелек до шляпки». Ваш интерьер будет переливаться всевозможными цветами и фактурами. Ваши босые пятки утром будет приятно холодить шершавая поверхность специально для вас состаренной доски. Утомленное тело погрузится в объятия кресла, обтянутого кожей быка, загнанного где-то на Диком Западе еще во времена принятия Тринадцатой поправки. В доме и на душе наступит райское блаженство.

Но все это — при одном условии! Если до этого с вашим пространством поработал архитектор. И тогда ночной путь на кухню за стаканом воды не окончится блужданиями в затерянном мире где-то между гардеробной и библиотекой, с риском набить себе шишки на все возможные места, потому что выключатель вы все равно не найдете, ведь он навеки спрятался за стенкой того чудного комода, да-да, того самого, который вы так и не дали архитектору перекрасить в любимый цвет. Потому как пространство и правильные взаимосвязи внутри него — и есть работа этого славного любителя светотени.

архитекторы против декораторов

Ольга Фрейман,

архитектор

Бывает, что декоратора вдохновляет какой-нибудь предмет мебели (или набор предметов), который он увидел на выставке или на блошином рынке, и он строит декор на этом предмете, забывая о пространстве. Возникает противоречие между архитектурным замыслом и декором.

Недавно я столкнулась с ситуацией, когда заказчик привлек к работе свою знакомую-декоратора и она начала закидывать его заманчивыми фотографиями красивых предметов обстановки. Большинство из них были действительно очень интересными и достойными образцами дизайнерского искусства. Однако никакой связи с пространством дома они не имели. К тому же их было слишком много. Из уважения к своей знакомой заказчик купил их все и попросил меня помочь разместить все это великолепие в его доме. Увы, задача оказалась неразрешимой. Зато теперь у супруги клиента есть собственный бизнес: маленькая галерея дизайнерских предметов интерьера. Она пытается продать их декораторам!

Арсений Борисенко,

архитектор, мастерская za bor

Архитектор формирует пространство, а декоратор создает акценты. Степень внимания к архитектурному объекту, особенно если он большой, например целое здание, не бесконечна. Поэтому архитектор, занимаясь большими объемами, физически не может вникать во все мелкие детали. Основная проблема — в расхождении взглядов этих двух специалистов на один и тот же объект. Декоратор по роду своей профессии призван украшать. А нам приходится всячески сдерживать декоратора, чтобы созданные нами объемы не потерялись под декором. Очень часто чистые архитектурные объемы кажутся декораторам сухими и холодными и эти горе-украшатели стремятся их «смягчить», что идет вразрез с архитектурной идеей и вредит пространству.

Диана Балашова,

декоратор

В чем разница между декораторами и архитекторами? Декораторы любят вещи, а архитекторы любят проектировать. Поэтому архитектору легче придумать и вычертить висячий диван-кокон и стеклянный стол на сложносочиненном подстолье, а затем изготовить их кустарным способом за бешеные деньги, чем присмотреть для заказчика готовый итальянский диван или стол точно такого же вида. Архитекторы не любят вещи. Они любят историю архитектуры, СНиПы, Нойферта, брошюры по эргономике, купол Брунеллески, всякие ордера и сечения. А мебельные и шторные салоны они презирают за мещанство. Поэтому они проектируют, невзирая на реалии, изобретают диван, не встречающийся в природе, вчерчивают в кухню стол размером 1640 х 720 мм – только такой, другой не поместится! То, что размеры всегда в миллиметрах, это не просто так, это месседж миру, этим они как бы говорят заказчику и прорабу: «У нас все точно, мы знаем, как надо, отступления невозможны». Архитекторы подписывают эскизы у заказчика, а потом не знают, где все это брать. Они не в курсе, что радиусные диваны надо искать у Vladimir Kagan, что у Kenzo есть интерьерная линия и что стеллажи сейчас модны асимметричные, а если дверцы кухонной мебели облицевать гранитом, то надо ставить электроприводы на открывание ящиков. Архитекторы в этих вопросах полагаются на менеджеров мебельных магазинов. И это часто не срабатывает: когда начинается реальный подбор мебели, от первоначального плана остаются рожки да ножки. Получается интерьер, созданный менеджером мебельного магазина. Или заказчику приходится платить вдвое больше за нестандартные изделия по спецзаказу.

Пропорции, свет и объем для архитекторов — святое. Они считают, что на хороший объект декоратора с его шелками и бахромой пускать не следует — мол, нечего замусоривать! Логично, но тогда и заказчика туда селить не стоит: набросает рубашек и носков, заведет чашки и кухонный комбайн, разложит вещи и все собой испортит.

Когда архитектор берется за интерьер, главную свою задачу он видит так: все разложить по осям, добиться соразмерности пропорций, чтобы во всем была логика и стройность. Плохие архитекторы при этом действуют напролом — например, они делают на потолке столовой нишу в размер стола. Им кажется, что это организует пространство, зонирует его. На практике это заканчивается тем, что стол потом не сдвинешь ни на сантиметр вправо или влево и не заменишь на другой. Зонирование пространства посредством рельефа потолка было придумано архитекторами и широко внедрено ими в массы, а какой в нем смысл? Что, без ниши над столом заказчик не догадается там обедать?

архитекторы против декораторов

Дарья Казанцева,

декоратор

Ситуация, когда заказчик привлекает нескольких специалистов к работе над проектом, в наших условиях — редкая удача. Обычно от декоратора или архитектора ожидают универсальности. Считается, что раз человек умеет проектировать дома, то он и текстиль подберет. И наоборот — раз уж выбрал краски и обои, то почему бы ему не передвинуть пару-тройку стен, сделав при этом инженерный проект? На мой взгляд, главная причина конфликта между декораторами и архитекторами — боязнь конкуренции. Мы привыкли, что заказчик не может или не хочет нанимать нескольких специалистов. И, работая в команде, каждый зорко следит, чтобы никто не потянул на себя одеяло и не остался единственным исполнителем, убедив заказчика, что все сможет сам.

Варвара Зеленецкая,

декоратор

Причина большинства конфликтов в том, что архитектор и декоратор не видят, где начинается и заканчивается зона ответственности каждого из них, и вторгаются на чужую территорию. В идеале каждый участник процесса должен точно понимать свое место в проекте. Но, к сожалению, в России с этим путаница. Либо архитектор считает себя главным, либо декоратор. А по сути, создание интерьера — это большой красивый процесс, похожий на создание фильма. Есть режиссер, который понимает структуру в целом, но есть также и сценарист, и художник по костюмам. И все делают одно общее дело.