Интерьерный фотограф, стилист
«Какая странная живопись — натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься», — ПаскальСайт эксперта
Так получилось, что я фотографирую в основном классические и исторические интерьеры. Виной тому мое давнее увлечение мемориальными музеями, которые я сначала снимала телефоном и публиковала в своем блоге. Так у меня появились первые поклонники. В 2019 году, после 12 лет работы редактором в дизайн-медиа, я решила посвятить себя профессиональной интерьерной фотографии: увлечение переросло в «музейный» фотопроект, который продолжается до сих пор.
В том же году я впервые услышала о тереме в Асташово и загорелась идеей отснять его если не для истории, то хотя бы для себя: меня впечатлил размах восстановительных работ, практически голый энтузиазм всех причастных и, конечно, то, что Асташово — это первый в России музей-отель, в котором можно жить. С Асташово и начнется мой второй — «отельный» — фотопроект, посвященный историческим отелям и атмосферным гостевым домам. До сегодняшнего дня я отсняла пять таких объектов, но по всей России подобных историй намного больше. Надеюсь поснимать и их тоже.
Асташово, Костромская область
До терема в Асташове добраться непросто: последние тридцать километров к нему ведет гравийная дорога, ехать по которой приходится с черепашьей скоростью. Помню, когда здесь только начали принимать первых гостей, мало кто верил, что люди поедут в такую глушь, лишенную каких-либо признаков цивилизации. Но уже в первый год номера почти никогда не пустовали. Я сама за три года побывала здесь не менее трех раз.
Терему больше 120 лет, его построил богатый крестьянин Мартьян Сазонов для своей второй жены, это был его свадебный подарок. После революции 1917-го дом национализировали, а в 1970-е забросили. В конце 2010-х сильно обветшавшее строение, которое плотно обступили деревья, обнаружили предприниматели Андрей Павличенков и Ольга Головичер. Они его выкупили, расчистили территорию вокруг и занялись восстановлением.
Это была настоящая научная реставрация: все бревна и детали фасада пронумеровали, затем дом полностью разобрали и перевезли в мастерскую. Почти половину утраченных и прогнивших деталей заменили, но с соблюдением исторической справедливости: новые элементы фасада и каркаса крашеные, а старые остались без отделки.
Интерьеры XIX века тоже скрупулезно воссоздали по фотографиям, фрагментам обоев, лепнины и других декоративных деталей. Не жалея, комнаты обставили антиквариатом и предметами с историей, которые находили в домах заброшенных деревень. Получился настоящий музей, но при этом в нем можно жить. А на чердаке собрали экспозицию, по которой можно непростую судьбу терема: в советское время тут располагались сельсовет, клуб, почта, библиотека и даже фельдшерский пункт.
Сейчас терем окружен красивым ухоженным ландшафтом и другими строениями: тут стоят три дубль-дома и перевезенные из вымерших деревень деревянные избушки и сараи. Владельцы также облагородили лесное озеро, где можно купаться и ловить рыбу, и устраивают различные фестивали.
Гостевой дом O’27 Silvuplé, Ростов Великий
В отличие от русского терема в Асташове, в гостевом доме в Ростове Великом царит другая атмосфера — обстановка тут интеллигентно-французская. Хотя хозяйка Светлана Бушмаринова иронично цитирует классика и называет ее «смесь французского с нижегородским». На самом деле в O’27 Silvuplé все обставлено со вкусом: антикварные мебель и посуда, французский текстиль и старинные кружева.
Это бывший купеческий дом, построенный во второй половине XIX века. Светлана и ее супруг Сергей Бушмаринов купили его, бережно отремонтировали и реконструировали. Они планировали жить в нем сами, но после всех переделок дом оказался слишком большим, поэтому его сделали гостевым.
Теперь тут три этажа, вместо одного, и десять комнат, у которых вместо номеров цветочные названия. Чердак, который раньше занимали печные борова, сделали жилым, у самого сруба заменили прогнившие венцы и добавили новые, увеличив за счет этого высоту потолков и сделав полноценный цокольный этаж, где теперь находится столовая и каминная. Четыре изразцовые печи перебрали, но сохранили только одну, внутри трех других теперь расположены ванные комнаты. Печи были огромными и таким образом удалось сделать номера с удобствами, не меняя оригинальную планировку.
В процессе реконструкции хозяева сохранили оригинальные элементы декора, а все комнаты наполнили антикварным предметами из Франции. Посуда и столовые приборы тоже антиквариат или винтаж, за которым хозяева продолжают охотиться. Кстати, они охотно общаются со всеми гостями и стараются встречать их сами. С таким добродушным отношением совершенно забываешь, что находишься в русском провинциальном городке.
Совсем недавно они купили еще один дом на берегу озера Неро, тоже гостевой и в нем можно будет останавливаться большой компанией, с детьми и/или животными. Первых гостей Дом планирует принять уже с начала 2023 года.
«Дом Ларди», деревня Ломы, Ярославская область
Удивительно, но в Ярославской области живет немало французов. Например, тут есть сыроварня «Филимоново раздолье», где за технологиями изготовления сыров следит француз Патрис Норман. И «Дом Ларди», который находится неподалеку, открыт русско-французской парой — Еленой и Бенуа Ларди. Они пишут новую историю деревни Ломы, расположенной в 12 км от Ростова Великого.
Весной 2020 года супруги купили тут дом с участком и решили организовать небольшой туристический комплекс. Место оказалось удачным: оно находится на холме, с которого открываются живописные виды на окрестности. В таком окружении сразу же забываешь о городской суете.
Сначала Елена и Бенуа занялись старой избой, затем появилась пристройка «Флигель», а за ней — два дубль-дома и несколько шатров-глэмпингов.
В главном доме, «Избе», находится общая столовая, где подают завтраки, приготовленные местной жительницей-поваром. А еще там есть камин и печка, лежа на которой так хорошо отогреваться после морозных прогулок. Все интерьеры оформляла француженка Катрин Баньяласта, и у каждого пространства свой характер.
В избе симбиоз русского и французского стилей, предметы для нее искали на блошиных рынках и барахолках во Франции и России. В дубль-домах, или как его их тут называют — «панорамных домах», более лаконичная обстановка со скандинавским акцентом. Шатры же получились самыми романтичными: тут можно почувствовать полное слияние с природой, и благодаря проведенному электричеству и отоплению делать это можно хоть круглый год.
Бутик-отель «Пестово подворье», Суздаль
Самая небольшая из всех гостиниц в этом списке — в ней всего три номера. В XIX веке это был дом купцов Пестовых, фамилию которых сохранили в названии, а сейчас — мини-отель в самом центре Суздаля. Из окон даже можно увидеть главные местные достопримечательности: Кремлевский Вал и Рождественский собор.
Для воссоздания атмосферы позапрошлого века хозяева пригласили дизайнера Елену Махрову. (Кстати, она также занималась реконструкцией интерьеров Главного Туристического Комплекса «Суздаль», открывшегося в 1977 году. Он находится примерно в 5 км от центра города).
Чтобы достоверно передать дух старой русской усадьбы Елена использовала уже проверенный прием — антикварную мебель, которая хранит следы времени. Однако особую роль в процессе оформления отводилась текстилю: все окна декорированы плотными шторами и собраны подхватами, а на столах лежат вязанные крючком скатерти и салфетки, которые до сих пор часто встречаются в старых русских домах. Стены оклеены бумажными обоями с узорами, характерными для конца XIX — начала XX века.
Каждый из трех номеров выдержан в определенной цветовой гамме, а сердцем дома стала кухня с большой печью-лежанкой. Правда, в целях противопожарной безопасности она теперь не дровяная, а с подогревом, но на нее все еще можно забраться как в старые добрые времена, чтобы погреться. В «Пестовом подворье» можно снять номер, а можно арендовать дом целиком и по полной погрузиться в атмосферу богатой купеческой жизни. Больше фотографии можно посмотреть в отдельном материале.
Old New Home, Подмосковье
И, наконец, — подмосковный дом. Точнее даже не дом, а старая советская дача, но так переделанная хозяйкой, что ощущения дачи здесь нет совсем. Ванна на львиных лапах, внушительная резная кровать с балдахином, очаровательная уютная кухня со всем необходимым — сюда можно приезжать не только на пару дней, а полноценно жить.
Владельцы этого дома — Вера и Дмитрий Федченко, у которых по соседству уже была своя дача на 6 сотках. Они решили купить смежный участок, чтобы увеличить площадь, а вместе с ним им достался еще один дом. Небольшой, всего 75 м², и деревянный. Он был построен в 1960-е годы и принадлежал советскому чиновнику. От идеи снести ненужное строение супруги отказались, изучив его внимательнее. Все было сделано на совесть и очень хорошо сохранилось.
Дом приводили в порядок и обставляли самостоятельно во время пандемии: Вера увлекается декорированием интерьеров, а у Дмитрия тоже было подходящее хобби — строительство. Начали с исправления фундамента, подводки коммуникаций и отопления. Планировку оставили прежней, но изменили назначение некоторых комнат. На утепленной террасе оборудовали кухню и поставили круглый обеденный стол с уютным абажуром над ним. А в бывшей спальне сделали ванную комнату, которой изначально в доме не было вообще. Старые полы почистили и покрыли лаком, сохранив на них все следы истории, деревянные окна отремонтировали и покрасили.
Всю мебель для нового дома покупали с рук на «Авито» — «пожившие» и разномастные предметы дают то самое ощущение дома с историей. Их собирали по всей стране. Уже упомянутая выше ванна и смеситель в ретро стиле к ней приехали из Хабаровска, тумба с раковиной, кровать с балдахином и старинный шкаф доставляли из Екатеринбурга, а сервант купили у реставратора в Энгельсе. Есть тут и местные «сокровища», например, сервиз, найденный на чердаке и книги, доставшиеся в наследство с домом. Сейчас обновленный дом, в котором, помимо общей зоны, есть еще две спальни, Вера и Дмитрий, сдают в аренду.