«Предметы декоративно-прикладного искусства исторически выполняли утилитарную роль, при этом часто являясь и декором: сервиз, который ставили в стеклянный сервант, чайные или кофейные пары, которые доставали по праздникам или вазы с блошиных рынков. Сегодня предметный дизайн становится абсолютным трендом и предметом искусства, объекты, скульптуры и посуда могут легко становится частью коллекции и объектом желания.
Все больше художников уходят в междисциплинарные проекты, переосмысляя свое творчество в керамике, тканях или медиа. Безусловно, керамика становится сегодня одним из самых распространенных техник, ведь она позволяет легко работать с цветом, формой, будь то фигурки Нади Лихоруд или современные сервизы от Zorca — всех их часто ставят на постаменты или используют в декоре стола».
«В первую очередь необходимо помнить, что керамика является одной из самых ранних форм творческого самовыражения человека. Прекрасным тому примером служат найденные в Европе фигурки палеолитических Венер, самая узнаваемая из которых — Виллендорфская, датируется 29 500 г. до н. э. Керамика стала утилитарной позже, а с развитием технологий появились все более сложные художественные формы и техники. Многие музеи мира с гордостью демонстрируют свои коллекцией фарфора и керамики, начиная от древних китайских ваз и заканчивая изделиями современных художников».
«Постмодернистские идеи XX века открыли этот материал с новой стороны. Теперь для достижения большей визуальной выразительности керамические произведения включают в себя такие нетрадиционные материалы как: стекло, камень и металл. Керамика рассматривается не просто как функциональный предмет, а как полноценный медиум, способный транслировать важные социокультурные послания.
Что же касается коллекционного интереса к керамике, то он никогда не угасал, что можно проследить по торгам ведущих аукционных домов Sotheby's, Christie's и других. Только за последних три года на Sotheby's прошло более 10 аукционов с китайской, японской, корейской и европейской керамикой, а ежегодные лоты с керамическими работами Пабло Пикассо стали уже традиционными. Китайская керамика остается одним из главных экспонатов весенних аукционов 2024 года: к примеру, изысканные монохромные работы династий Мин и Цин ушли с молотка и принесли продажи, значительно превышающие эстимейт».
«Предметы искусства делают нашу жизнь ярче и осознаннее. Поэтому, безусловно, искусством можно и нужно пользоваться. Причем не только дома, но и, например, в офисе или других общественных пространствах. Керамика сама по себе очень тактильна и осязаема, ее можно трогать, рассматривать с разных ракурсов. Взаимодействуя с арт-объектами на повседневной основе, мы переживаем прекрасный эстетический опыт. Таким образом искусство органично встраивается в бытовую среду и решает не только эстетические, но и функциональные задачи. Дизайнеры особенно любят персонализировать свои проекты керамикой и искусством, ведь это отражает статус и характер хозяина дома. А в офисе произведения искусства способствуют развитию креативного мышления среди сотрудников, что благоприятно сказывается на рабочий процесс».
Художница, выпускница кафедры «Художественная керамика» МГХПА им. Строганова 2014 года
«Я училась художественной керамике в Строгановке, и мы изучали керамику с разных сторон. Граница между керамикой-искусством и керамикой, как предметом быта, не всегда четкая и часто зависит от контекста. В первую очередь, художественная керамика обычно является уникальным произведением, созданным по авторскому замыслу, в ней присутствует эстетическая ценность, фокус на художественном выражении, формах, текстурах, цветах. Функциональность в данном случае не является основным критерием, важнее именно воздействие на зрителя с эстетической точки зрения. Это могут быть, например, скульптуры, вазы сложной формы, посуда с уникальной росписью, сборные инсталляции из отдельных керамических фрагментов.
Художественную керамику обычно выставляют в галереях и музеях и продают как предметы искусства. Цена на такую керамику, естественно тоже выше, потому что работы уникальны, чаще всего не имеют тиража и, конечно, имя отдельного автора влияет. Из моих новых работ с выставки в masters панно «Малахитовый дух» как раз четкий пример произведения искусства. Керамика же, как предмет быта, обычно имеет массовое производство, она более доступна и практична. Основное назначение — удовлетворение потребностей быта (посуда, плитка, горшки для цветов, украшения)».
«Естественно, предметы быта могут быть красивыми и даже роскошными, но главное — их практичность и удобство в использовании. Предметы быта обычно продаются в магазинах и супермаркетах по более доступным ценам. В том году я делала коллаборацию с Яндекс и Императорским фарфоровым заводом, мы выпустили ограниченные тиражи чайных пар, тарелки и вазу. Все рисунки были перенесены на посуду деколями (наклейки для керамики). Посуда функциональна и рассчитана на использование, хотя, серия лимитированна. Все формы изделий классические, заводские. Я бы отнесла это к коллекционному дизайну».
«Но, важно помнить, керамика может быть и искусством, и предметом быта одновременно. Чашка может быть практичным предметом, но если ее распишет или слепит известный художник, то у нее появляется художественная ценность. Приемлемо ли пользоваться таким произведением дома — зависит от восприятия и моральных принципов владельца. А еще, приобретая произведение можно спросить у художника, рассчитывал ли он, что его керамикой будут пользоваться, в случае, если видно, что предмет функционален. Так, например, представленная на выставке в Школе masters моя ваза „Голубая змейка“, может быть использована по назначению, даже не смотря на то, что она уникальна и второй такой нет».
«Искусство зависит не от материала, а от подхода к нему. От обычного предмета быта искусство отличает видение художника: для чего он создает свое произведение? Автор сам задает интенцию, будет ли созданный им объект чашкой, служащей сугубо своей утилитарной цели, или он хочет, чтобы его работа, как минимум, расширяла человеческий опыт.
Я давно живу в реальности, в которой искусство стало для меня «предметом ежедневного быта» и необходимым объектом утилитарности мысли. Деконструированная чашка Анны Казьминой из проекта «Абиогинез» или потрясающая «Люстра» Даниила Антропова предлагают предельно интересные решения в нашем бытовом окружении и задают актуальные вопросы о сущности предметного мира. Если произведение создано художником так, чтобы его можно было использовать в «бытовых» целях, значит, как раз такой подход и позволит взглянуть иначе на наш обиход и будничную жизнь. Искусство сегодня окружает нас повсюду, и это прекрасно. Думаю, этим стоит пользоваться.
Сейчас границы искусства размыты: существует даже мнение, что неподготовленный зритель не сможет точно указать, что является произведением искусства, а что нет. Но не стоит замыкаться на этом вопросе, нет смысла пытаться насильно провести эту границу. Размытие границы между искусством и объектами быта — это то, к чему стремятся многие художники со времен модернизма. Как раз такие «пограничные» объекты порой бывают самыми интересными».
Ментор 11 сезона Открытых студий Винзавода, ведущий куратор галереи «Триумф», искусствовед
Сайт эксперта«Когда керамика — это искусство, а когда предмет быта — в первую очередь это зависит от того, какие качества произведения преобладают — художественные или же утилитарные. Керамика — достаточно древний материал, искусство керамики имеет многовековую историю своего развития. Изначально функция произведений керамики носила преимущественно бытовой характер, но уникальность и мастерство исполнения и высокая художественная ценность позволили им приобрести совершенно иной статус.
Много веков назад произведения керамики создавались с целью украшения домов и использования в быту, а сегодня мы видим эти предметы представленными в витринах крупнейших музеев. Если говорить о том, когда меняется само отношение к созданию произведений керамики не как бытовых или декоративных предметов, а исключительно как произведений искусства, лишенных утилитарных функций, то окончательно и ярко это происходит в искусстве XX века. Именно в этот период художники начинают проявлять интерес к керамике как полноценному способу художественной выразительности. С этого момента и по сей день керамика как медиум в искусстве имеет такую же ценность, как и любой другой».
«Керамика — это всего лишь медиум и материал, выбираемый автором для реализации своего замысла. Интересно, что, обретая статус произведения искусства, многие керамические объекты не лишаются потенциальной бытовой функции и, при соответствующем желании коллекционера или владельца, могут становится частью его повседневной жизни. Другое дело, что использование предметов в быту ставит вопрос об их сохранности. Большинство произведений искусства керамики могут быть совершенно не предназначены для использования в быту и просто на просто не вынести этого испытания в силу их технико-технологических особенностей. Поэтому здесь скорее вопрос в том, что первостепенно и более значимо для их владельца».